Семен Тегенцев о точках роста и приоритетах тюменской коммуналки: «В сфере ЖКХ мы одни из лидеров в России»

Ремонт, модернизация, строительство Семен Александрович, какие ключевые приоритеты сегодня определены департаментом ЖКХ Тюменской области на ближайшие годы и какие были созданы для этого условия? — Наши приоритеты продиктованы национальными целями развития государства, которое определил президент Российской Федерации, и, безусловно, нашим департаментом во главу угла ставится постоянное повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Сегодня в отрасли работают более 40 тысяч специалистов, которые фактически беспрерывно поставляют коммунальные ресурсы. Это холодное и горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение. Это и вопрос газификации, а также повышение комфорта проживания в многоквартирных домах. Эту задачу решаем благодаря реализации большой программы капитального ремонта многоквартирных домов. За всем этим, конечно же, стоят простые люди, которые работают в отрасли. Как бы ни славилась Тюменская область высоким качеством жизни, вопросы к сфере ЖКХ у наших граждан остаются. Если нарисовать карту нашего региона и отметить на ней самые красные зоны, которые требуют внимания, где мы увидим проблемные точки? — Я бы не стал делить по географическому принципу. Скорее всего, здесь нужно обратить внимание на следующие проблемные вопросы. В первую очередь это ликвидация слабых мест в сфере электроснабжения. Некоторое время назад мы на основе одной из холодных зим увидели эти слабые места в Тюменской агломерации. Сегодня по согласованию с территориальными сетевыми организациями, на основе деятельности регионального штаба по обеспечению электрической безопасности в регионе, мы сформировали план мероприятий. Этот план включает в себя 52 ключевые позиции, реализация которых повысит надежность электроснабжения. Основную часть работ выполнили в прошлом году. В этом сезоне продолжаем повышать надежность систем. В агломерации мы развиваем систему водоснабжения, основываясь на принципе централизации, подключая не только абонентов города, но и абонентов Тюменского района. Масштаб серьезный – радиус составляет порядка 40 километров. Важным вопросом и отчасти проблемным является история, связанная с нехваткой канализационных очистных сооружений. В этом году продолжается реализация крупного проекта по строительству канализационных очистных сооружений в Упоровском районе, а в этом году мы начали строительство канализационных очистных сооружений в Юргинском районе. Это районы, где таких сооружений раньше не было. Здесь мы улучшаем в том числе экологию территорий. Вместе с тем продолжается большая модернизация очистных сооружений города, присоединяем всю Тюменскую агломерацию к централизованной системе водоотведения. Также в этом году будет завершена большая работа по модернизации водозаборных очистных сооружений Тюмени. Агломерация использует два источника – это Велижанская и Метелевская водоочистные станции. Если на Велижанской уже весь процесс модернизации завершен, она в полном объеме работает на 95 % своего максимума, то уже к концу 2025 года будет завершена модернизация Метелевской водоочистной станции. Методы Тюмени: как идет модернизация коммунальных сетей Тюмень прославилась особым подходом к улучшению ЖКУ, я имею в виду концессию. Какие планы на будущее? — Концессия позволяет, не передавая права публичной собственности, государственной либо муниципальной, передавать в эксплуатацию объекты коммунальной инфраструктуры для их строительства, модернизации либо реконструкции. Сегодня это фактически единственный правовой механизм, который позволяет привлекать внебюджетные источники финансирования в обновление коммунального хозяйства с возвратом инвестиций либо через тарифный источник, либо через плату концедента. По большому счету это некий договор между государством и бизнесом, который позволяет реализовывать очень масштабные, финансово емкие проекты. В Тюменской области начиная с 2016 года заключено 23 концессионных соглашения с общим объемом инвестиций более 47 миллиардов рублей. Они охватывают больше десятка муниципальных образований – это 11 концессионных соглашений в сфере теплоснабжения и 12 концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения. Результаты показательны, потому что планы, задачи и решения, о которых мы сегодня с вами говорим, они во многом стали возможны благодаря концессионным соглашениям. В Тюменской области модель выстроена таким образом, что она позволяет совокупность всех позитивных эффектов сложить и придать вопросам реализации концессионных соглашений совершенно иной смысл. В частности, в сфере водоснабжения и водоотведения мы ставим перед собой задачу формирования и создания единого регионального оператора по водоснабжению и водоотведению с последующим единым тарифом на эту услугу. Такой практики пока нет в России, но надеюсь, что у нас все получится. В чем существенная разница этого подхода от предыдущего? И в чем выгода для потребителя? — Разница в подходах заключается в том, что абсолютно точно не сложно построить объект, самое главное – его эффективно эксплуатировать, снижая издержки на производство продукта в удельных единицах, снижая эксплуатационные затраты, повышая эффективность, и что еще важно – эффективно работая с потребителями. Это, наверное, четыре кита, на которых основывается переход в концессионные отношения. Что касается тарифа на коммунальные услуги, в Тюменской области есть категории – экономически обоснованный тариф и льготный для населения. Безусловно, есть очень большие отличия. Приготовить куб воды или приготовить одну гигакалорию стоит намного дороже, чем за это платит потребитель. И поскольку мы выполняем социальную функцию, то наша главная задача – социальная поддержка населения. Сегодня объем межтарифной разницы, который предоставляется ресурсоснабжающим организациям Тюменской области, фактически достигает значения 7 миллиардов рублей в год. То есть от этого мы не уйдем, мы понимаем, что индекс роста платы граждан ограничен теми рекомендациями, которые доводятся федеральным центром, и, понятно, мы должны им соответствовать. ЖКХ – не всегда негатив Вопрос ЖКХ довольно непростой в части социальной значимости. Какой механизм обратной связи используется для учета мнений жителей о проблемах ЖКХ? — Когда мы встаем утром и включаем свет, воду, готовим, умываемся, то мы не задумываемся о том, как поставляется тот или иной коммунальный ресурс. Вспоминаем только тогда, когда его нет, когда возникает проблема: либо некачественная услуга, либо вообще откроешь кран, а воды нет, либо встало отопление, батареи отсутствуют, либо, еще того хуже, освещения или электричества нет в доме – нельзя включить чайник, телевизор и так дальше. В этом смысле основная наша работа заключается в том, чтобы максимально сокращать время вынужденной остановки поставки коммунального ресурса. Как только это время снижается до минимальных значений, соответствующих жалоб не происходит. Сейчас в дополнение к диспетчерским службам практически у всех поставщиков созданы страницы в социальных сетях и мессенджерах. У каждого муниципалитета или органа власти есть страницы в соцсетях, куда регулярно пишут жители и получают ответы. В продолжение хочу спросить, проводятся ли мероприятия по повышению уровня информированности населения о правах и обязанностях в сфере ЖКХ? — Традиционный профессиональный праздник День работников жилищно-коммунального хозяйства проводится каждый год в марте. Мы проводим активности, связанные с привлечением внимания к нашей профессии: в этом году – конкурс детских рисунков, где было очень много участников, приходили детки помладше и постарше. Таким образом мы говорим о повышении интереса к профессии. Проводится под флагманом партии «Единая Россия» диктант ЖКХ. Еще есть Школа ЖКХ, в ней могут участвовать различного рода представители: как от совета многоквартирного дома, так и просто жильцы, любые заинтересованные активные граждане. У нас есть Международный день соседей, он отмечается в конце мая, перед отопительным сезоном. Этот праздник развивает традиции добрососедства. И таких мероприятий много: у нас в планах провести футбольный турнир среди предприятий ЖКХ, сейчас думаем над его организацией. В последние годы такие мероприятия не проводились, и нам нужно помимо повышения заинтересованности к отрасли рассказывать о позитивных вещах. Потому что ЖКХ – это не всегда негатив. Я считаю, что здесь нужно смотреть на позитивные вещи, вытаскивать их на поверхность. Потому что в отрасли работают обычные люди, которые заслуживают такого же уважительного подхода и внимания к себе. Ведь нужно говорить не только об уважительном отношении, а о повышении доверия – к соседям, к власти, к управляющим и ресурсоснабжающим организациям. И в этом смысле хочется попросить всех, кто будет читать наше интервью, чтобы с внимательностью относились к профессии коммунального работника. Напомню, что более 40 тысяч сотрудников работает в сфере ЖКХ. Представьте, сколько это семей! Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина, Елена Майорова, Полина Зиновьева

Семен Тегенцев о точках роста и приоритетах тюменской коммуналки: «В сфере ЖКХ мы одни из лидеров в России»
© РИА "ФедералПресс"