Калининград и Карелия станут новыми логистическими центрами для маркетплейсов

Крупнейший хаб для онлайн-торговли на Северо-Западе уже в ближайшее время построят в Республике Карелия. Параллельно высокотехнологичный сортировочный центр откроют в Калининградской области. Чем регионы привлекают маркетплейсы и как интернет-площадки повлияют на местную экономику, выяснял корреспондент "РГ".

Калининград и Карелия станут новыми логистическими центрами для маркетплейсов
© Российская Газета

По итогам прошлого года объемы e-commerce в России выросли на 41 процент. Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Жители нашей страны все чаще заказывают онлайн продукты, бытовую технику и электронику. Одним из главных трендов стал значительный рост продаж в малых городах и поселках. В отдельных регионах он достигал 38 процентов по сравнению с прошлогодними показателями.

- У небольших населенных пунктов часто нет прямого доступа к крупным торговым сетям, особенно если они находятся вдалеке от областного центра. Поэтому открытие пунктов выдачи заказов на таких территориях является настоящим спасением для местных жителей. Они могут заказать через интернет буквально все: от продуктов до садового инвентаря. При этом маркетплейсы стараются удерживать конкурентное преимущество за счет различных скидок, акций и выгодной доставки, - прокомментировал финансовый аналитик Артур Поляков.

Это объясняет резкое увеличение числа пунктов выдачи заказов в регионах Северо-Запада. Так, например, только в Калининградской области их насчитывается больше 570. Даже в небольших городах с численностью населения не более 15 тысяч человек можно наблюдать от двух до пяти точек Ozon или Wildberries.

Однако у роста оборота онлайн-торговли в регионах СЗФО есть и оборотная сторона - пропорциональное увеличение расходов на доставку товаров. Иногда они могут составлять внушительный процент от себестоимости совершенной покупки. Нивелировать расходную часть компаниям e-commerce как раз и помогут новые сортировочные центры и логистические хабы. Даже с учетом затрат на строительство или аренду складских помещений проекты в Калининграде и Карелии являются выгодными для маркетплейсов, ведь больше не придется доставлять отдельные посылки из Подмосковья.

Так, например, власти Республики Карелия и представители российского маркетплейса согласовали строительство крупнейшего логистического хаба для интернет-торговли в СЗФО. Новый объект построят в районе поселка Томицы. Изначально предполагалось, что он займет площадь более чем 27 гектаров, однако затем параметры пересмотрели, чтобы не навредить экологии и снизить риски для республиканского рынка труда (регион мог попросту не обеспечить кадрами новую площадку).

В итоге площадь выделенного земельного участка сократили, чтобы он не затрагивал водные объекты. Из-за этого в три раза уменьшилось и количество будущих сотрудников логистического хаба - до 2,5 тысячи человек.

В министерстве сельского и рыбного хозяйства республики отметили, что нанимать персонал будут поэтапно до 2032 года. Приоритет отдадут специалистам из Петрозаводска и других городов Карелии. Зарплату обещают от 50 до 95 тысяч рублей в зависимости от должности и загрузки.

Ориентировочно инвестиционный проект будет приносить в казну республики около 550 миллионов рублей в год в виде налогов. В его развитие маркетплейс вложит 3,3 миллиарда рублей. Сегодня на интернет-площадке уже зарегистрированы почти две тысячи компаний из Карелии. Эксперты убеждены, что с открытием нового логистического хаба количество предпринимателей и самозанятых, реализующих свою продукцию онлайн, только возрастет.

В Калининградской области ситуация с маркетплейсами обстоит несколько сложнее из-за транзитных ограничений со стороны Литвы и Польши. Раньше многие импортные товары, которые жители региона заказывали онлайн, аккумулировались на складах в Прибалтике и завозились оттуда в российский эксклав. Сегодня все изменилось: транспортные цепочки идут окольными путями через основную территорию страны, что заметно удлиняет сроки доставки и делает ее значительно дороже. Время ожидания посылки составляет в среднем один месяц.

У роста оборота онлайн-торговли в СЗФО есть и другая сторона - увеличение расходов на доставку

В пресс-службе одного из маркетплейсов сообщили, что параллельно с ростом числа заказов компания увеличивает количество морского и наземного грузового транспорта, однако преодолеть путь до Калининградской области все еще непросто. Фура с товаром может банально застрять на российско-литовской границе или попасть в большую очередь на ближайший паром. Из-за этого сроки доставки часто переносятся.

Новый логистический центр частично решит эту проблему. Соглашение о его строительстве власти региона подписали с компанией Wildberries на полях Петербургского международного экономического форума. Площадь объекта составит не менее 50 тысяч квадратных метров. Сейчас для него подбирают подходящую площадку.

- Интернет-продажи растут, однако их доля в общем обороте розничной торговли российского эксклава составляет не более трех процентов. Новый логистический комплекс поможет преодолеть инфраструктурные барьеры и поспособствует дальнейшему развитию этого направления, - отметил губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных.

Ожидается, что сортировочный комплекс поможет продвинуть региональные бренды на популярных онлайн-площадках и сократит сроки доставки товаров, что положительно скажется на их стоимости.

Цифра

2,6 триллиона рублей составил объем интернет-торговли в России по итогам первого квартала 2025 года.

Тем временем

Эксперты отмечают, что современная онлайн-торговля все чаще смешивается с офлайн-ретейлом. Это проявляется через открытие шоурумов или примерочных прямо в пунктах выдачи заказов. В свою очередь, магазины и торговые центры активно развивают собственные интернет-площадки по продаже товаров и продвижению услуг. В будущем такие гибридные модели торговли будут становиться все популярнее.