Низкие цены на зерно не позволяют уральским фермерам обновлять технику
Неустойчивый климат в зонах рискованного земледелия требует от аграриев, не нарушая агрономических сроков, укладываться в погодное окно возможностей - выполнять полевые работы за меньшее время. Для этого нужна энергонасыщенная техника. Способны ли мелкие и средние хозяйства полноценно перевооружиться, насколько доступны им сельскохозяйственные агрегаты?
Парад брендов
На недавнем Дне поля сельхозмашины были выставлены в огромном количестве и на любой вкус - более ста самоходных и прицепных агрегатов известных брендов России и дружественного зарубежья.
Программа замещения импорта подвигла отечественные предприятия к выпуску новых и модернизации зарекомендовавших себя моделей. "Ростсельмаш", основной для Челябинской области поставщик тракторов и зерноуборочных комбайнов, представил продукцию с широким функционалом, способную трудиться в посевную и уборочную. Машиностроители Северной столицы - серийные "Кировцы" с усовершенствованным двигателем, двухрежимной коробкой передач, позволяющей развивать скорость до 50 километров в час, а "БашАгроМаш" - обновленную модель с двойным приводом ножа. Собственную систему навигации показали специалисты компании "Пегас-Агро".
Крупный белорусский холдинг "Гомсельмаш" представил новую самоходную косилку, а из Бразилии на выставку доставили две машины: с интересным центральным расположением штанги, позволяющим сделать технику более легкой, устойчивой и маневренной, и с колесными редукторами большой мощности. Впрочем, не пропустили крупнейшую региональную экспозицию и местные производители.
Оценить эти и другие образцы собрались аграрии со всего Южного Урала. Дети полеводов, воспринимающие механических гигантов как большие игрушки, лазали по ступенькам, забирались на водительское кресло. Взрослые заглядывали под капот, выспрашивали ТТХ, брали визитки у дилеров, но…
Нет денег у фермера - техника не продается. Завод сверстал планы на 300 машин, а реализовал 100. В итоге не может загрузить коллектив
- Продавать стали заметно меньше. Вот, скажем, один из хитов - к нему подходят, интересуются. Есть новая модель с китайским двигателем, и сезон уборки уже не за горами. Однако не все могут позволить себе такую крупную покупку. За несколько лет ценник сильно вырос, - говорит Егор Шакиров, менеджер по продажам фирмы "Челябагроснаб" - дилера тракторного завода из Санкт-Петербурга.
Есть, конечно, преференции от работающего с аграриями банка, вот только, вздыхает менеджер, последний комбайн продавали четыре месяца - ждали, пока будет одобрен льготный кредит. Появляются, впрочем, и новые лизинговые программы, которые хороши тем, что предусматривают возврат НДС. Но и эта мера не волшебная таблетка от безденежья. С потраченных 15 миллионов покупателю возвратится 3,5-4. А мелкие предприятия и без того освобождены от этого налога - для них были бы актуальнее другие меры поддержки.
- Все начинается с фермера. Нет у него денег - не продаем и мы. Завод сверстал планы на 300 машин, а реализовал 100. В итоге не может загрузить коллектив, - перечисляет общие проблемы Шакиров.
Степан Бабиков, специалист отдела продаж завода из Еманжелинска, выпускающего мини-тракторы для фермеров под брендом "Уралец", с коллегой соглашается: реализация просела. Агрегаты мощностью до 30 лошадиных сил предназначены для хозяйств с пашней до 10 гектаров. Но если у основного потребителя трудности (своих средств недостаточно, а заемные дороги), приходится приспосабливаться. Сегодня производитель делает ставку на плодоовощные питомники: садоводы богаче полеводов.
Разница в рублях
Все дело в диспаритете цен на зерно и орудия крестьянского труда, объясняют сами фермеры. У главы крестьянского хозяйства из Троицкого района Каракула Жанабаева полеводческий стаж - 21 год. Трудился на дизельном заводе, но остался без места. Занялся фермерством: заложил квартиру, машину поменял на комбайн, взял в аренду землю. И хотя хозяйство не слишком большое (2,5 тысячи гектаров), в прежние годы успел обрасти техникой. Когда льготные кредиты выдавали под 5 процентов, а цена на зерно была приемлемой, приобрел мощный трактор и отечественные комбайны. Теперь такие покупки не по карману: самый дешевый комбайн обходится в 17-20 миллионов, а сравнительно недавно он стоил пять. Залезать в долги в пенсионном или предпенсионном возрасте охотников мало - не желают хлеборобы оставлять такое наследство детям.
- Я против подорожания зерна: все-таки это социальный продукт, он должен быть дешевым. Пусть будет пять тысяч за тонну мягкой пшеницы, которая идет на хлеб, даже меньше. Но тогда нужно регулировать стоимость техники, запчастей. В свое время стоимость пшеницы в мире была в пределах 20-25 тысяч рублей. Но цены уронили, ввели экспортные пошлины. Теперь на зерновые культуры они вроде бы нулевые, но мы растеряли покупателей, да и когда еще этот рынок раскачается! - сетует фермер.
Прошлые сезоны в регионе были дождливыми, очень много зерна проросло. Хлеборобы не просто терпели убытки - балансировали на грани выживания, а кто-то не выдержал финансовых трудностей.
- Мы, конечно, будем сеять, выращивать и убирать урожай. Но необходимы доступные по цене семена, удобрения, средства защиты растений, ГСМ и, конечно, техника. Чтобы мы могли купить их за счет выручки, которую обеспечивает зерно, - заявляет Жанабаев.
Такое же мнение у фермера из Нагайбакского района Григория Саперова, в пользовании у которого 400 гектаров земли.
- Техника подорожала в несколько раз, а зерно - нет. В 2000 году я ездил во Францию, где цена пшеницы в пересчете на наши деньги была 27-29 рублей за килограмм. А у нас и тогда, и сейчас - примерно одно и то же, - рассуждает он.
Из техники в его хозяйстве почти 40-летний К-700, два комбайна 1987-го и 2008 годов выпуска, автомобиль ГАЗ 1993-го, еще один трактор 2005-го. Из нового - плуг, приобретенный в прошлом году, да сеялки к "Кировцу", купленные в позапрошлом. Вот, говорит, и приходится ремонтировать металлолом. Но над вопросом о том, по карману ли сегодня перевооружиться мелкому фермеру, Саперов задумывается. Отвечает уклончиво: мол, если грамотно хозяйствовать, наверное, да. Хотя некоторые бросают дело - говорят, устали.
Машиностроители действительно предлагают аграриям технику, которая им нужна. И у полеводов есть выбор: белорусские, китайские или отечественные машины, говорит директор совета Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Челябинской области Ольга Пестрикова. Для картофелеводов российские разработчики предлагают комплексы не хуже немецких, широко применявшихся прежде. Краснокамский ремонтный завод известен линейкой кормозаготовительных машин. Индустрия Южного Урала тоже не дремлет. Челябинский компрессорный завод, делающий прицепное оборудование, "ВарнаАгроМаш", "Муза" и другие определяют погоду на полях. "ДСТ-Урал" недавно показал свой первый сельхозтрактор. Поэтому главный вопрос не в количестве и не в качестве этих машин, а в их доступности.
- Сколько комбайн используют в году? Месяц. А стоит он как сбитый "Боинг". К примеру, глава одного из хозяйств поделился: весной купил трактор за пять миллионов, в октябре он уже стоил восемь, а сейчас - вовсе под 15. А мы мягкую пшеницу в 2012 году продавали по 15 рублей, а в 2024-м - по 10. Понимаете? - сетует представитель фермерского сообщества.
Пестрикова приводит и такой аргумент: если в производстве зерновых нет рентабельности, то и массовое перевооружение вынужденно ставится на паузу. У кого-то трудятся "доисторические" комбайны "Енисей" и "Нива". Хотя психологически все готовы к технологическому рывку, использованию тех же беспилотников для обработки полей, чтобы не вытаптывать посевы. Только опять же все упирается в цену: дрон со всей начинкой обойдется минимум в пять миллионов, а продвинутые модели - в 30.
Каравай, кого хочешь выбирай
Тем не менее, по данным областного минсельхоза, доля фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме растениеводческой продукции региона увеличивается: если в 2020 году она составляла 24,1, то в 2024-м - 35,1 процента. Фермеры производят половину зерновых и масличных культур, 28 процентов картофеля, около 40 процентов овощей открытого грунта. Они превратились в мощную силу, способную двигать АПК вперед.
По словам первого замминистра сельского хозяйства Челябинской области Евгения Литвинова, на сельских коммерсантах лежит и социальная ответственность: хочешь не хочешь, отвечают за местную инфраструктуру, а в конечном счете - за удержание людей в селе. Где фермерские ряды не ломаются, появляется перспектива, просматривается будущее.
Поэтому еще в 2012 году федеральный минсельхоз инициировал, а региональный поддержал гранты начинающим сельским предпринимателям - сегодня это программа "Агростартап". В итоге с ее помощью в регионе стартовали 386 хозяйств, появилось 986 рабочих мест. И поддержка продолжится, заверяют кураторы АПК.
Минсельхоз РФ докапитализировал Росагролизинг, после чего тот смог предложить хозяйствам льготные программы, и рынок это почувствовал
Но как быть с техническим переоснащением? Эксперты отмечают: возможны несколько стратегий, одна из них - переориентация на более маржинальные культуры, например, масличные - подсолнух, лен, рапс и другие. Но самое очевидное подспорье для фермеров - прямые госинвестиции. Аграрии Южного Урала тратят на обновление парка около двух миллиардов рублей в год, покупая свыше тысячи разнообразных механизмов. Приобретать крупногабаритную дорогую технику с учетом конъюнктуры цен на зерно действительно стало сложнее, соглашается вице-губернатор - министр сельского хозяйства Челябинской области Алексей Кобылин. Тем не менее в конце июня Минсельхоз РФ докапитализировал Росагролизинг, после чего последний смог ввести рассрочку платежей и предложить хозяйствам льготные программы со сниженной ставкой, и рынок это почувствовал. Усиление эффекта ожидается также от изменения ключевой ставки - когда подешевеют сами кредиты.
С учетом уменьшения спроса в этом году в области пересмотрели приоритеты, перераспределили ресурсы на иные направления, однако государственные деньги все равно придут сельхозпроизводителям через другие меры поддержки, подчеркивает Алексей Кобылин. Он, к слову, сообщил, что со следующего года возможна будет прямая компенсация затрат покупателям техники из бюджета региона. Одно из предложений, направленных в адрес губернатора, как раз касается восстановления такой меры поддержки, и министерство с этим согласно: от технической вооруженности хозяйств зависит вес всего областного каравая.