Дефицит бюджета растёт: как поступит Минфин и чего ждать россиянам?

Всего в июле «дыра» увеличилась на 1,2 трлн рублей, что произошло на фоне слабой доходной базы и стремительного роста государственных расходов. Подробнее об этом RuNews24.ru рассказала Юлия Шайхразеева, преподаватель РЭУ им. Плеханова и эксперт в сфере экономики.

Дефицит бюджета растёт: как поступит Минфин и чего ждать россиянам?
© runews24.ru

Согласно предварительным оценкам Минфина, за семь месяцев 2023 года государственные расходы составили ₽25,19 трлн, увеличившись на 20,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время доходы составили лишь ₽20,32 трлн, что означает рост всего на 2,8% год к году. Ненефтегазовые поступления увеличились на 14% до ₽14,79 трлн, однако этого оказалось недостаточно для компенсации снижения нефтегазовых доходов, которые остаются под давлением из-за низких цен на нефть и укрепления рубля.

«Основной проблемой остаётся резкое снижение нефтегазовых сборов. Это в первую очередь связано с глобальной экономической ситуацией и ценовой политикой в отрасли», — прокомментировала эксперт Шайхразеева.

Расходная динамика в июле действительно аномальна для середины года: федеральные траты составили около ₽3,92 трлн, что на 24,2% больше, чем годом ранее. Этот рост продолжает тенденцию, начатую в июне. Кроме того, январское опережающее финансирование создаёт повышенную базу на весь год.

Среди ключевых факторов роста расходов можно выделить:

Национальная оборона: Расходы на нацбезопасность и оборонный комплекс продолжают увеличиваться.

«Бюджет на 2025 год предполагает значительные затраты на эти статьи, что подтверждается как структурой бюджета, так и высокой секретностью соответствующих расходов», — заметила эксперт.

Социальные обязательства: Ускоренное выполнение социальных программ и нацпроектов, таких как «Семья», «Молодёжь и дети», «Здравоохранение», создаёт дополнительную нагрузку на бюджет.

«Эти программы требуют значительных финансовых ресурсов, что также подстёгивает рост расходов», — добавила Юлия Шайхразеева.

3. Процентные расходы: Увеличение ключевой ставки создаёт дополнительные нагрузки на бюджет. Это важно учитывать в контексте планирования финансовых потоков.

Несмотря на катастрофические цифры текущего дефицита, ситуация не уникальна. За семь месяцев текущего года дефицит на ₽3,8 трлн ниже, чем в прошлом году, когда расходы были резко увеличены в начале 2024 года. Но сейчас ситуация осложняется тем, что дефицит уже превышает годовые ориентиры, что требует пересмотра параметров бюджета.

«Минфин, вероятнее всего, будет вынужден готовить осенний пересмотр параметров. Это может включать в себя использование ФНБ и внутренних заимствований», — поделилась мнением Юлия Шайхразеева.

Для сохранения финансовой управляемости необходимо либо замедление темпов кассового исполнения во втором полугодии, либо внедрение дополнительных доходных мер. Это может включать налоговые изменения и корректировки в зависимости от цен на сырьевых рынках.

Подводя итоги, можно сказать, что «аномальность» июля — это следствие совокупности факторов: фронт-лоадинга расходов, роста защищённых статей, связанных с обороной и социальной сферой, и менее благоприятной сырьевой ситуации. Без корректировки в одном из этих направлений финансовый дефицит будет продолжать углубляться, ставя под угрозу финансовую стабильность страны.

В этом контексте планирование будущих бюджетных мероприятий критически важно для обеспечения долгосрочной экономической стабильности.