Америка готовит «последний шанс». Трамп меняет правила игры с Европой навсегда. Что это означает для России?
Однако на удивление, этот визит прошел куда более спокойно. Перепалки на камеры удалось избежать. Сторонам довелось обсудить ряд животрепещущих вопросов. Таких, как тема обоюдных территориальных уступок России и Украины и гарантии безопасности Незалежной со стороны коллективного Запада.
Когда нити становятся цепями
Но к этим вопросам мы ещё вернёмся ниже. Пока же стоит вычленить то главное, что стоит за всеми переговорами между США и ЕС за те почти семь месяцев, которые прошли с момента инаугурации Трампа.
Как указывает программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв, Америка пользуется украинской проблемой для того, чтобы консолидировать ресурсы в радикально изменившихся международных условиях.
Евролидерам придётся чутче прислушиваться к пожеланиям «града на холме»
«Звонок после встречи Путину – есть и демонстрация того, что ныне именно США определяют политику всего Запада», - заметил он в программной колонке в издании «Взгляд».
Если раньше США позволяли себе время от времени кидать своих европейских союзников, время от времени терпеть их фронду (Германия и Франция в 2003-м, времён войны в Ираке), то ныне всё гораздо жёстче.
Среди новых башен и вершин
Растущая экономическая и геополитическая конфронтация с КНР заставляет Вашингтон ещё жёстче «натягивать удила». Попросту говоря, задача Трампа – ещё сильнее привязать Евросоюз к себе, к США.
Причин тут много. Главные же заключаются в том, что Трампу просто некуда деваться. Экономический прогресс за последнюю четверть века привёл к тому, что в мире появились новые центры влияния.
А расчёты Запада на то, что эти центры, став благополучнее и сытее (в прямом смысле слова), будут продвигать только западные ценности и продукты, несколько не оправдались.
Небоскрёбы Дубая как символ радикально изменившегося экономического баланса сил
Более чем сытые экономики ближневосточных монархий, например, вкладывались отнюдь не только в покупку английских или испанских футбольных клубов. Но и в «продвижение» радикального исламизма, а также в экономики Китая или Индии.
Китай вообще превратил для себя США в донора. Именно дефицит торгового баланса Америки в торговле с Китаем и породил в какой-то мере трампизм как таковой.
Нищая Индия за 30 лет осталась почти такой же... но с элементами концентрации капитала и трудового ресурса для всей планеты. И даже Африка при помощи КНР и новых цифровых технологий открывает для себя часть новых возможностей.
«Ученики» обгоняют «учителей»
Все эти государства и континенты уже могут в значительной степени существовать сами, точно без опеки и помощи США. Китаю оказалось в новейшее время «не западло» строить в Африке железные дороги, в отличие от Запада. Это только один пример.
Возникает вопрос: как и где Америке искать ресурсы, рынки сбыта, инвестплощадки и источники инвестиций в свою страну? Вот Европа и оказывается самым лакомым куском в этом отношении.
Америке нужно, чтобы BMW или Renault переводили свои заводы не в Турцию или Китай, а куда-нибудь в Северную Каролину. Ведь Трамп обещал это своим избирателями MAGA-стратегией! А еще больше он обещал тем, кто стоит за ним – широким слоям американского бизнеса.
Когда самолично Трамп на заводе Apple вынужден объявлять, что он борется за перенос производства айфонов из Мексики обратно в США - это что-нибудь да значит...
Которому нужно богатеть на кооперации с важнейшими корпорациями мира, а не отдавать свою долю «каким-то там» китайцам. Вот и всё.
Потому-то и ходят с конца десятых годов разговоры среди экспертов по геополитике и экономике о разделе мира на «сферы влияния». Потому-то и роль у Евросоюза будет в этом разделе куда менее завидная, нежели там себе планировали после окончания «холодной войны».
«Европа для США – последняя возможность сохранить глобальное влияние», - уверен тот же Бордачёв.
«Самостийная» Европа уйдет?
Именно поэтому «прессовка Европы» её «похищение Америкой» будет ещё более жёсткой, чем были 20 или 30 лет назад. ЕС возвращается во времена словно после Второй мировой. Им придётся весьма чутко прислушиваться к вашингтонскому обкому.
А Америка будет ещё меньше считаться с «самостийными» интересами Европы. Им нужно думать о своих. Такова мысль Бордачёва.
Европа хочет за железный занавес?
Парадоксально, что в ЕС, несмотря на всю болтовню о поддержке Украины и своей независимой линии, оказались готовы быстро встроиться в трамповскую политику.
Это, впрочем, не значит, полного отсутствия рисков для России.
«Задачки» для России, Китая и Индии
Если Трамп «умнёт» под себя ЕС, это может жёстко сыграть тогда, когда Трампу придётся уйти из Белого дома. Победит ли его ставленник на следующих выборах, пока большой вопрос.
Если же к власти в Вашингтоне придут «ястребы» в виде неоконов в Республиканской партии или сами демократы, такой расклад, такая «блоковая солидарность» могут сыграть точно не в пользу России.
Уже сейчас Трамп заявил, что договоренности между ним, европейцами и Россией содержат условие размещения войск Евросоюза или НАТО на территории Украины как размен на отказ Незалежной вступать в этот альянс. Это ли не риск?
Всё это значит, что России следует усиливать как свои собственные методы противодействия Западу, так и взаимодействие с партнёрами по БРИКС. Индии, например, точно придётся учесть изменившийся баланс сил.
Ведь та считает ЕС своим другом и партнёром. Да и Китаю не мешало бы подумать: а зачем вкладываться в экономики столь проамериканской Европы?