ВЭФ как окно в Азию
Через тернии с Поднебесной
Последние годы шли под знаком активного расширения двусторонних контактов между Россией и Китаем. По-прежнему в авангарде внешнеторговых отношений такие направления, как энергетика, логистика, аграрный комплекс и пищепром.
Однако после бурного роста торговли в 2022-2023 годах наступило замедление ее темпов, а затем спад. Российско-китайский товарооборот за I полугодие 2025 года сократился к прошлогоднему уровню на 9,1% – до $106,5 млрд, согласно данным Главного таможенного управления КНР.
Отчасти сказываются неблагоприятные макроэкономические тренды, затрагивающие не только Россию, но и Поднебесную. Как свидетельствует эксперт по импорту из Китая центра China Professionals Андрей Брицко, сегодня под ударом сильнее всего оказался малый и средний бизнес: некоторые китайские предприятия снижают производство либо закрываются, наблюдается череда банкротств. Налицо также спад внутреннего потребления.
Ситуация, с одной стороны, повышает интерес компаний из КНР, диверсифицирующих каналы для сбыта продукции, к российскому рынку, рассуждает эксперт. Безусловно, в отдельных случаях проявляется сдержанность китайских партнеров, учитывающих факторы санкционного давления – особенно в чувствительных отраслях (это, в частности, банковские расчеты, высокотехнологичное машиностроение). Кроме того, могут иметь место сбои с реализацией конкретных проектов, в том числе тех, где экономическая конъюнктура изменилась.
Модель, при которой Россия экспортирует в Китай энергоносители и сырье, а взамен импортирует готовые изделия, практически себя исчерпала, но в любом случае нужно повышать качество деловых отношений.

«Сказывается фактор относительно низких темпов принятия решений, характерных как для российской, так и для китайской управленческих культур. Присутствует временной зазор и при переходе от подписания договоров к реализации, в том числе в индустриальных парках», – говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Необходимо выводить экономические связи на новый уровень, в том числе углубляя кооперацию на Дальнем Востоке. Кстати, организаторы нынешнего ВЭФ при обсуждении перспектив партнерства КНР и РФ предлагают сделать акцент на межрегиональном сотрудничестве, как двигателе комплексной интеграции.
Пленительный Юго-Восток
Помимо Китая, самыми многочисленными на Восточном форуме в последние годы являются делегации из стран АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии). ВЭФ – не единственная платформа для взаимодействия РФ и данного объединения. Регулярно организуется диалоговое партнерство Россия – АСЕАН, Восточноазиатский саммит, форум АСЕАН по региональной безопасности. Тем не менее, представительный состав приезжающих на ВЭФ гостей из юго-восточных стран говорит также в пользу востребованности этой площадки.
Из десяти стран-участниц Ассоциации наиболее продвинутые отношения у России сложились с Вьетнамом и Индонезией. С первым еще с 2016 года по линии Евразийского экономического союза действует соглашение о свободной торговле, со второй аналогичный договор близок к подписанию.
АСЕАН сегодня – один из глобальных центров мировой торговли и производства. Юго-восточные страны неоднородны по своему социально-экономическому уровню, если сравнить, к примеру, Лаос и Сингапур. Совокупный ВВП государств-участниц Ассоциации – $3,8 трлн.
«Экономический рост оценивается почти в 5%. То есть динамика роста, несмотря на существующие трудности, довольно высокая. Все это предполагает большие возможности для партнеров, для государств, которые намерены сотрудничать с АСЕАН», – отметил постоянный представитель РФ при АСЕАН Евгений Загайнов.
Население стран Ассоциации приближается к 700 млн человек, что делает этот рынок крайне привлекательным для российских экспортеров. Задачу закрепиться в ЮВА ставят отечественные сельхозпроизводители, причем это касается не только Вьетнама, Индонезии, где присутствие продукции из РФ наиболее заметно, но также таких стран, как Малайзия, Филиппины.
«Филиппины и вообще Юго-Восточная Азия – более сложный рынок. Нам, безусловно, нужно потратить время, чтобы донести до потенциальных покупателей нашу ценность, как поставщика качественного продукта, который мы предлагаем, и нашу ценность в обеспечении стабильности поставок», – пояснил председатель совета директоров агрокорпорации «Био-Тон» Эдуард Зернин.
Индийский ход
Индия – давний партнер России, и за счет дальнейшей реализации потенциала российско-индийских отношений за ближайшие пять-семь лет можно выйти на ежегодный уровень товарооборота в $200 млрд (в 2024 году достиг $70 млрд), оценивает гендиректор ООО «Яков и Партнеры» Яков Сергиенко.
Правда, ключевой проблемой в развитии отношений пока остается дисбаланс торговых операций, связанный с тем, что российский экспорт значительно превышает импорт из Индии. Это задача, которую необходимо решать совместно, подчеркивает эксперт.
Индийские поставщики могут наладить отправки в Россию запчастей для автомобилей, продукции машиностроения, текстиля и товаров длительного пользования, но для этого необходимо развивать преференции, ранее отмечал генеральный секретарь Федерации торгово-промышленных палат Индии Шайлеш Патхак.

Еще один путь – реализация совместных проектов. В числе стратегических отраслей, где возможно выгодное партнерство, рассматривается гражданское авиастроение, металлургия и химическая промышленность. С индийскими инвесторами обсуждаются новые проекты на Дальнем Востоке, в том числе в сфере добычи полезных ископаемых, судостроения, газохимии, фармацевтики.
Путь к сердцу Азии
Несмотря на общую границу протяженностью три тыс. км, долгую историю взаимоотношений, торговые связи между Монголией и РФ развиваются не столь активно. Хотя торговля за последние несколько лет выросла, этот объем достаточно скромный: товарооборот в 2024 году составил $2,2 млрд.
Проблему монгольская сторона видела в препятствиях для доступа своей продукции на рынок России, в том числе в виде высоких пошлин и жестких ветеринарных требований к животноводческой продукции.
Как ожидается, долгожданные перемены могут произойти после ратификации временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом и Монголией. Документ был подписан в июне 2025 года, и сейчас в странах ЕАЭС проводятся необходимые процедуры для его вступления в силу. Соглашение охватывает 367 товарных субпозиций для каждой стороны, на которые будут обнулены или снижены таможенные пошлины с момента вступления документа в силу.
Как сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, в соответствии с подписанным торговым соглашением страны ЕАЭС, включая Россию, будут иметь преференциальные условия для поставок на рынок Монголии ряда продуктов питания и промышленных товаров (металлургической продукции, транспортных средств, азотных удобрений, лекарств и т.д.) В свою очередь монгольской стороне будет предоставлен преференциальный доступ по мясу, молочной продукции, изделиям легпрома. Еще одной из точек сопряжения может стать туризм.
«На Байкале каждый год открываем все больше туристических объектов высокого уровня, и мы ждем больше гостей из Монголии», – заявил глава Бурятии Алексей Цыденов.