Эксперт Яковлева: Ситуация на юге усугубляется утратой системы лесомелиорации

Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Калмыкия, Ставрополье, республики Северного Кавказа все чаще сталкиваются с тревожным и почти необратимым явлением - опустыниванием.

Эксперт Яковлева: Ситуация на юге усугубляется утратой системы лесомелиорации
© Российская Газета

Плодородные земли теряют растительность, пересыхают и становятся непригодными для сельского хозяйства. Ежегодно пески съедают до нескольких процентов сельхозземель. Там, где еще недавно шумела пшеница, сегодня гуляет суховей и поднимаются пыльные бури.

"Южные регионы и без того засушливые, но сейчас ситуация усугубляется полной утратой системы лесомелиорации. В 1980-х существовали целевые программы, техника и кадры. Защитные лесополосы сдерживали наступление песков. Сейчас все это осталось в незначительном количестве", - говорит завкафедрой биотехнологии, аквакультуры, почвоведения и управления земельными ресурсами, доктор биологических наук Людмила Яковлева. По ее словам, особенно остро проблема проявляется в Астраханской области, где песчаные бури стали привычным явлением.

Как рассказал "РГ" главный научный сотрудник Федерального научного центра агроэкологии РАН, академик Константин Кулик, в России осталось около 2,5 миллиона гектаров защитных лесных насаждений, включая государственные лесополосы, созданные еще при реализации Сталинского плана преобразования природы в 1949-1953 годах. "Это очень мало! - считает ученый. - Защитных лесных насаждений надо в три раза больше".

А те, что есть сегодня, нуждаются в защите, обновлении. Иначе, как в Ростовской области, начнется массовая гибель лесополос. В итоге - регион сталкивается с опустыниванием: ветры выдувают плодородный слой почвы, что угрожает снижением урожайности и деградацией ландшафта. Здесь насчитывается около 240 тысяч гектаров агролесомелиоративных насаждений, из которых 154 тысячи гектаров в собственности региона. Большая часть этих насаждений была высажена в 1960-1980-х годах и сегодня находится в аварийном состоянии. Нужны срочные меры по восстановлению.

Компания арендовала у Ростовской области участки лесополос и начала их восстанавливать. Арендная плата - символический один рубль за гектар

На Дону создано специальное учреждение - Управление агролесомелиорацией. Оно должно отвечать за восстановление лесополос. Работы эти начались совсем недавно. Но они требуют значительных усилий, признают в министерстве сельского хозяйства Ростовской области. Частично проблему пытаются решать за счет местного агробизнеса. Одна компания уже арендовала у области участки лесополос и начала их восстанавливать. Арендная плата - символический один рубль за гектар. В планах компании - восстановить 50 полос. Вложение считают оправданным: здоровые лесонасаждения напрямую влияют на урожайность и надолго защищает землю.

Есть, конечно, и государственные программы компенсируют до 90 процентов затрат на закладку новых лесополос. Но объемы пока, можно сказать, символические: получается несколько сотен тысяч рублей в год на всю область. При этом субсидий на содержание и восстановление существующих лесополос в России пока не предусмотрено. А они вымирают гораздо быстрее, чем создаются новые. И без системных масштабных мер деградация может стать необратимой. Нужна госпрограмма.

Совсем недавно одним из сдерживающих факторов сохранения лесополос эксперты называли нехватку питомников и посадочного материала. Но, кажется, сейчас эта проблема решена: работают и государственные, и частные поставщики. Если в стране развернется программа перепосадки защитных лесополос, бизнес может обеспечить саженцами. Вот с кадрами может возникнуть проблема. Надо о них позаботиться заранее. Здесь систему придется восстанавливать буквально с нуля.

Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Аноприенко подчеркивает, что борьба с опустыниванием - это не региональная проблема, действовать нужно на межрегиональном уровне. По его словам, в Волгограде работает Федеральный научный центр агроэкологии, который занимается опустыниванием на государственном уровне. Создана геоинформационная система мониторинга, апробируются методики оценки состояния земель, внедряются инновационные подходы. И у региональной науки есть самые разные идеи, чем засаживать проблемные территории и вообще, как решать задачу.

"Нужно разработать национальный план действий. Без стратегического подхода и координации между министерствами и научным сообществом мы не справимся", - резюмирует сенатор.