Российский бюджет потратят на безопасную жизнь и развитие без долгов
Главный финансовый документ страны – бюджет на 2026-2028 годы – предполагает увеличение расходов на социальные обязательства, оборону и технологическое развитие страны. Расходы на поддержку семей с детьми увеличены до 10 трлн рублей, а в целом на социальные обязательства – до 41 трлн рублей. Это в разы больше, чем несколько лет назад. За счет чего Минфин планирует найти дополнительные средства?
Минфин России внес в правительство проект бюджета РФ на 2026-2028 годы и поправки в бюджет текущего года.
Экономисты выделяют три приоритетных направления расходов бюджета. Во-первых, речь идет о соблюдении всех социальных программ. «В ближайшие три года расходы на социальные обязательства не просто сохранятся, а будут увеличены по многим направлениям. Это касается и национальных проектов, и социальной политики, и детского бюджета, и здравоохранения, и образования. На это выделяется огромное количество денег – 41 трлн рублей бюджетных средств, что в 2,6 раза больше, чем за предыдущую шестилетку», – говорит Вадим Засько, декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета.
В бюджет, к примеру, заложена новая семейная выплата для нуждающихся граждан с двумя и более детьми. Только на нее и программу маткапитала предусмотрено на трехлетний период более 1,8 трлн рублей. Еще столько же выделено на семейную ипотеку.
В целом семейно-детский бюджет на 2026-2028 годы сформирован в размере 10 трлн рублей, что в несколько раз больше, чем было в 2019 году,
посчитал председатель комиссии Общественной палаты России по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.
Второе приоритетное направление – это обеспечение потребностей обороны и безопасности, связанные с проведением СВО и ростом внешних угроз. А так же социальное обеспечение военнослужащих, ветеранов и их семей.
Третье важное направление бюджетных расходов – инвестиции в технологическое развитие страны. «Если раньше мы закупали многое на Западе, то теперь обязаны делать это самостоятельно. К примеру, сейчас развивается станкостроение, чего раньше не было: мы закупали станки в разных странах. Развиваются беспилотные авиационные системы, активно работает Фонд развития промышленности», – говорит Засько.
Рост расходов по этим направлениям требует дополнительных средств. Иx предлагается найти за счет увеличения налогообложения.
«Повышение НДС на 2%, на экспертный взгляд Финансового университета, не спровоцирует серьезных сложностей ни в части инфляции, ни в части резкого роста цен.
Возможно, это произойдет, но будет малозаметно», – считает Засько. По его мнению, сработают балансирующие механизмы в виде снижения ставки ЦБ и расширения производств.
Как полагает экономист, стабилизация бюджета позволит снижать процентную ставку ЦБ, что в свою очередь расширит использование кредитных ресурсов, простимулирует рост производств и следом – всей экономики. «Инфляция – это ведь не повышение цен, как мы привыкли думать. Это переполнение каналов денежного обращения, то есть неконтролируемый рост денежной массы. А НДС – это налог, который имеет сложный трансмиссионный механизм. Поэтому пока дойдет до роста денежной массы, балансирующие механизмы обязательно сработают, – рассуждает Засько. – Инфляция вряд ли вырастет даже на 2%.
Предполагаю, что рост НДС на 2% приведет к увеличению инфляции не больше, чем на 1,3%».
При этом НДС не будет повышен на широкий ряд социально значимых товаров. Льготная ставка налога в 10% сохраняется и на продовольствие (хлеб, молоко, яйца, соль, крупы и т.д.), и на товары для детей (обувь, одежда, коляски, велосипеды и т.п.), и на медицинские товары (лекарства, медизделия), и на печатную продукцию (книги, журналы), и на многие другие товары.
В качестве альтернативы государство вместо повышения налогов могло бы обратиться к внешним займам. Однако для России внешнее кредитование – это худший вариант. Во-первых, западный рынок капитала для нас закрыт, а азиатский предлагает не лучшие условия.
«К тому же зачем у кого-то занимать, если у нас есть собственные ресурсы, которые не должны лежать мертвым грузом», – продолжает Засько.
«Кроме того, рост внешнего долга связан с валютными рисками и повышает уязвимость российской экономики к внешним шокам. Тогда как изменения в налоговую систему дают более предсказуемые эффекты и обеспечивают государству больший контроль над ситуацией. В долгосрочной перспективе повышение налогов связано с меньшими рисками, чем наращивание внешнего долга», – добавляет Владимир Еремкин, старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии.
Минфин предлагает для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2026 года снизить порог по доходам с 60 до 10 млн рублей, по достижении которых бизнес на «упрощенке» должен платить НДС. Это решение направлено против схем дробления бизнеса и ухода от налогов, которые продолжают существовать, несмотря на борьбу ФНС в последние два года. «Эта проблемы до конца не решена, и снижение этого порога позволит нанести удар по серым схемам дробления бизнеса. На мой взгляд, это правильно. Во-первых, это принесет дополнительный доход бюджету, во-вторых, это снизит теневую экономику», – считает экономист из Финансового университета.
Благодаря этому малые предприятия смогут активнее сотрудничать с крупными компаниями на общей системе налогообложения и использовать право на вычет НДС, добавляет эксперт.
Также предполагается отмена льгот по страховым взносам для малого бизнеса в ряде отраслей, в том числе ИТ. «Отмена льгот направлена на выравнивание условий конкуренции. Кроме того, некоторые льготы вводились в других экономических условиях и для целей, которые утратили свою актуальность сегодня – например, поддержка занятости, в условиях, когда на рынке труда в отдельных секторах наблюдался кадровый голод», – говорит Еремкин.
Все это, опять же, высвободит дополнительные средства, которые смогут быть направлены в производство, обработку и электронику.
Также Минфин планирует в 2026-2028 годах продать доли крупнейших госкомпаний. При этом Россия сохранит контрольный пакет акций предприятий, имеющих стратегическое значение. Ранее глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что в 2026 году есть план приватизировать семь компаний, за которые бюджет может выручить от 100 до 300 млрд рублей.
«Речь идет не только о пополнении бюджета, а о повышении эффективности работы госкомпаний, которые склонны к излишней бюрократизации,
когда чтобы сделать какую-то продукцию, надо пройти миллион согласований. Китай, например, оставил в государственной собственности только основные ключевые компании и отрасли. Частный капитал заинтересован в прибыли, в расширении ассортимента, повышении качества и эффективности продукции. Это будет выгодно и государству, и потребителю», – считает Засько.
Еще один источник допдохода бюджет получит за счет дополнительных налогов для игорного бизнеса. Предлагается ввести налог в 5% на принятые букмекерами ставки и в 25% – на прибыль букмекерских контор с 1 января 2026 года. «Резкое увеличение налоговой нагрузки на высокомаржинальный сектор, который ранее платил сравнительно мало, позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет», – объясняет Еремкин.
На эту тему Снижение ключевой ставки затронет каждого НДС простыми словами. Как считать налог на добавленную стоимость Россия ищет нестандартные подходы для развития микроэлектроники
Кроме того, планируется ввести ряд новшеств для борьбы с «серым» импортом. В частности, внедрить обязанность внесения обеспечительного платежа перед ввозом товаров на территорию РФ (авансовый НДС).
«Понятно, что сначала это может вызвать недовольство предпринимателей и некоторый спад импорта. Но я вас уверяю, что после месяца адаптации ситуация выравняется, и в целом ничего серьезного не произойдет. Зато теперь таможенным органам и налоговым службам будет видно, какая компания действительно занимается доставкой товаров и платит таможенные пошлины», – говорит Засько.
Дополнительные доходы дадут импульс росту российского ВВП. Между тем, для дальнейшего роста российской экономики без структурных изменений не обойтись. «Текущая модель развития, в основе которой лежит увеличение госрасходов, уже начинает исчерпывать свои возможности. По этой причине в обозримом будущем потребуется проведение структурных реформ, ориентированных на развитие человеческого капитала, улучшение делового климата, развитие малого бизнеса и возвращение страны в глобальные цепочки создания стоимости и движения капитала», – заключает Еремкин.