В Свердловской области поддержали машиностроение с помощью системных мер
Машиностроение, включая транспортное, химическое, электронное, станкостроение, оборонно-промышленный комплекс, - одна из системообразующих отраслей Свердловской области. И сегодня, когда в целом по России темп роста экономики несколько замедлился, свердловская промышленность продолжает развиваться - во многом благодаря системной поддержке со стороны региональных властей.
Своими силами
По словам первого заместителя председателя регионального отделения Союза машиностроителей России Павла Лыжина, загрузку мощностей машиностроительный комплекс обеспечил за счет сервисных поставок, экспорта в страны ближнего зарубежья, развития кооперационных связей с предприятими ОПК. Дефицит некоторых специалистов - высококвалифицированных станочников, инженеров-технологов, конструкторов - удалось преодолеть. Отчасти благодаря внедрению ресурсосберегающих и бережливых технологий, цифровизации и ИИ, которые становятся неотъемлемыми элементами производственных процессов, но огромную роль в этом сыграла программа поддержки среднего профобразования, которую реализует областное правительство.
- Основные перспективы машиностроительного комплекса связаны с крупными инфраструктурными проектами. Это восстановление новых российских регионов и строительство высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург, создание для нее подвижного состава, способного развивать скорость до 400 километров в час. Это проект "Сила Сибири-2", реализация которого потребует поставок запорной арматуры, газоперекачивающих установок, энергетического оборудования и систем управления, - перечисляет Павел Лыжин.
Встать на рельсы
Транспортное машиностроение действительно является флагманом. В Верхней Пышме растет производство современных локомотивов, а также строится комплекс по выпуску электропоездов для высокоскоростных магистралей (ВСМ), которые в перспективе свяжут Москву не только с Северной столицей, но в том числе и с Екатеринбургом. В начале сентября в присутствии зампреда правительства России Виталия Савельева, главы Минпромторга РФ Антона Алиханова и губернатора Свердловской области Дениса Паслера состоялась сварка первого кузова поезда для ВСМ. А с 2027 года серийный выпуск составит до 144 вагонов в год.
Производство импортонезависимых трамваев, а также серийный выпуск грузовых локомотивов обеспечат льготные займы Фонда развития промышленности. Но наряду с федеральными институтами развития свердловских машиностроителей поддерживает региональный Фонд технологического развития промышленности. Результатом становится модернизация действующих и создание новых производств.
Долина жизни
Приветствуя появление новых предприятий-налогоплательщиков, сотен и тысяч рабочих мест, региональное правительство поддерживает развитие машиностроения всеми доступными способами, прежде всего формируя готовую промышленную инфраструктуру. Так, предприятие, создающее многоцелевой легкий самолет "Байкал", который придет на смену легендарному Ан-2, является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) "Титановая долина".
- Мы сосредоточены на всесторонней поддержке предприятия, включая создание готовой промышленной инфраструктуры и налоговые льготы. Продолжим это делать для масштабирования выпуска авиационной техники, - заверил Денис Паслер.
На площадке ОЭЗ в Верхней Салде завершается строительство завода по производству автомобильных запчастей - тормозных дисков и суппортов. В планах - выпускать 40 тысяч тонн продукции ежегодно и занять ведущие позиции в России. В областном центре с использованием мер господдержки планируется открыть технопарк, а в нем - центр электроники и радиотехники, рассчитанный на удовлетворение потребностей в электротехническом оборудовании атомной промышленности и ТЭК. Не далее как 18 сентября соответствующее соглашение заключило Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области.
- Центр будет создан и заработает в 2028 году, там появится свыше 800 новых рабочих мест. Все это позволит нашей Свердловской области внести серьезный вклад в развитие отечественной радиоэлектроники и будет способствовать достижению технологического суверенитета страны, - подчеркнул Денис Паслер.
"Космос" как предчувствие
Особая гордость свердловских властей - производственная экосистема "Космос", в которую войдут индустриальный парк и технопарк в сфере электронной промышленности с фабрикой по производству микрочипов в статусе якорного резидента. Продукция, выпуск которой также начнется в 2027 году, найдет применение в устройствах связи и радиолокации, в беспилотных системах и автоэлектронике. Экосистема при содействии Корпорации развития Среднего Урала формируется поблизости от строящегося в Екатеринбурге кампуса Уральского федерального университета, который будет готовить специалистов для компаний-резидентов "Космоса".
Свердловская область входит в десятку российских регионов-лидеров научно-технологического развития. В области действует профильная программа, согласно которой к 2030 году доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП, в том числе машиностроения, должна увеличиться до трети, выпуск продукции в денежном выражении - вдвое. Для предприятий, модернизирующих производственные мощности, переходящих на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, предусмотрены меры налоговой поддержки.
Кроме того, Свердловская область ежегодно выделяет 100 миллионов рублей на деятельность Уральского научно-образовательного центра, призванного в сжатые сроки осуществлять трансфер результатов научных исследований в реальный сектор, в том числе внедрять инновации в машиностроении.
Для производителей, нацеленных на экспорт, организуют бизнес-миссии на международные промышленные выставки. География этого года - Беларусь, Кыргызстан, Индонезия. В июле в Екатеринбурге состоялось Российско-Китайское ЭКСПО.
И, конечно же, важнейшей площадкой для презентации достижений свердловских промышленников ежегодно становится крупнейшая в России промышленная выставка "Иннопром", где малые и средние предприятия региона получают возможность представить свою продукцию на стенде Свердловской области.