Минэнерго и ФАС потребовали от АЗС обосновать рост цен на топливо

По сообщению издания, власти проводят мониторинг топливных цен на заправках и при обнаружении фактов нарушения антимонопольного законодательства выдают владельцам таких АЗС предупреждения – первые сигналы о необоснованном росте цен уже выданы в Тверской и Тюменской областях. «Действия регуляторов понятны в условиях, когда отдельные заправки вынужденно прекращают или ограничивают отпуск бензина либо закрываются на фоне дефицита топлива. Отдельным АЗС действительно приходится поднимать цены выше инфляции из-за сложностей на рынке и роста оптовых цен. Далеко не у всех операторов топливного рынка есть запас прочности, позволяющий держать цены и торговать себе в убыток», – прокомментировал «Известиям» президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По словам другого аналитика – доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, сложнее всего малым АЗС с их привязанностью к оптовым ценам и невозможностью торговать топливом ниже их уровня. В отличие от них, крупные компании, занимающиеся иными видами деятельности, могут компенсировать такие убыточные продажи. Издание приводит данные Петербургской биржи, согласно которым за сентябрь 2025 года стоимость топлива на оптовом рынке побила рекорд. При этом заправочные станции, пытавшиеся удержать подорожание в пределах прогнозируемой инфляции, получили отрицательную маржу. По данным Павла Баженова, убыток заправок на каждом проданном таким образом литре бензина Аи-92 и Аи-95 составила в среднем по России около 4 рублей. В то же время ряд несетевых региональных АЗС – в Тамбовской, Тверской и Липецкой областях – увеличили цены приблизительно на 10 % к стоимости сетевиков. По словам члена экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрия Тортева, нынешними причинами кризиса на топливном рынке стали растущий внутренний спрос в сезон сельскохозяйственных уборочных работ и отпусков, а также плановые и экстренные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах. «К нынешней ситуации на топливном рынке привел целый ряд факторов и, очевидно, что в правительстве готовят новые меры. В среднесрочной перспективе регуляторы могут начать обсуждение системы ограничений экспорта в качестве постоянно действующей меры — например, при росте цен на АЗС выше инфляции», – отметил он. Издание напоминает, что до 30 сентября 2025 года действует запрет на вывоз бензина. При этом правительство РФ заявляет о необходимости введения полного запрета на его экспорт для всех участников, кроме поставок по межправительственным соглашениям, до конца 2025 года. Запретят и вывоз за пределы страны и дизтоплива непроизводителями. «Директивное ограничение поставок за рубеж в условиях санкций усилит давление на финансовые показатели нефтяного сектора. По прогнозным оценкам, прибыль наших ВИНК (крупных нефтяных компаний) по итогам года окажется вдвое ниже в сравнении с предыдущим периодом», – сказал зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, что на прошлой неделе биржевые цены на Аи-92 трижды обновили рекордные значения. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Минэнерго и ФАС потребовали от АЗС обосновать рост цен на топливо
© РИА "ФедералПресс"