В редакцию Бизнес ФМ обратился предприниматель в сфере агроэкспорта из Челябинска, который в основном работает с перевозчиками из Казахстана. Он рассказал о назревающих проблемах в международных грузоперевозках из-за новых миграционных правил.
С 1 января этого года безвизовые иностранцы могут находиться в России не более 90 суток суммарно в течение одного календарного года. По прежним правилам они могли проводить в стране 90 дней в течение полугода. Мужчина рассказал, что последние дни в корпоративных чатах активно обсуждаются эти изменения сроков пребывания. Некоторых водителей, которые превысили срок нахождения в 90 суток, арестовывали и выдворяли из России с запретом на дальнейший въезд.
Теперь водители из Казахстана боятся ехать в Россию. Для международных грузоперевозчиков должен быть введен отдельный правовой режим, считает директор компании «Юлина», которая занимается агроэкспортом, Евгений Волкович:
— День, два, три, неделю ты пробыл в России — все это суммируется, и по набранной сумме этих дней в системе возникает запрет на нахождение в России — штрафы, депортация и так далее. В их чатах, пабликах куча роликов, на которых сложившуюся ситуацию комментируют даже в их правительстве, мол, кто-то с этим столкнулся в ряде регионов России, водителей тормозили на пунктах пропуска или сотрудники ДПС, принимаются меры. И мне сейчас ряд перевозчиков говорят: мы пока не знаем, мы пока боимся. Это влечет срыв поставок, рост стоимости услуг. Мы и так сейчас боремся за выживание, потому что находимся в одной ситуации в экономике. Еще, насколько мне известно, засчитывается и нахождение в Республике Беларусь. Если машина транзитом идет в Европу, то практически два-три раза съездит — и он набрал свои 90 дней, больше он сюда не может приехать, а еще ему и въезд на несколько лет могут закрыть. Срок нахождения засчитывается в России и Белоруссии — в Союзном государстве. Если они даже в Белоруссии пробыли две недели и в России две недели, суммарно у них уже будет нахождение в России четыре недели, месяц. Они едут по правилам международных грузоперевозок, они пересекают границу, это все фиксируется. Это же не просто люди, которых мы не можем учитывать или знать, но почему-то и к ним это тоже применяется. А как он должен регистрироваться? Он здесь не живет, у него здесь нет места жительства, у него место жительства, можно сказать, в кабине машины.
— То есть нужен какой-то правовой спецрежим?
— Да, нужно этот механизм отладить, отрегулировать.
На российско-казахстанской границе еще с середины сентября начали скапливаться очереди из грузовых фур. Причина — ужесточение досмотра как со стороны российских, так и казахстанских таможенных служб. «Коммерсантъ» писал, что очередь оценивается в 7 тысяч машин.