БРИКС расширяет торговлю нефтью и газом вопреки геополитике
Международное сотрудничество в энергетике для России - предмет особой важности, учитывая, какую роль в экономике играет ТЭК. В последние годы нашими основными партнерами и в торговле энергоресурсами, и во внедрении новых технологий выступают страны БРИКС. Это вполне естественно, ведь объединение собрало в своих рядах крупнейших производителей и потребителей нефти и газа.
Государства БРИКС вместе с несколькими присоединившимися к ним в прошлом году странами, по экспертным оценкам, суммарно добывают и потребляют примерно треть всей нефти и газа в мире. Такие масштабы наводят на мысль о необходимости более глубокого сотрудничества в этой сфере. К примеру, министр энергетики РФ Сергей Цивилев в прошлом году заявил, что важно создать единую энергетическую стратегию БРИКС.
Следуя карте
Движение в направлении более тесной совместной работы уже идет. В мае этого года была принята дорожная карта энергетического сотрудничества стран БРИКС на период 2025-2030 годов. Она предполагает совместную работу по разным направлениям, включая ископаемые и возобновляемые источники энергии, новые технологии и инновации, развитие кадрового потенциала и инвестиции.
"Хотя мероприятия дорожной карты не устанавливают какие-либо обязательства для сторон развивать совместные проекты или усиливать торгово-экономические взаимоотношения в энергетической сфере, определенная польза для России в части энергетического сотрудничества есть, - отметил в разговоре с "РГ" заместитель директора Центра экономики отраслей ТЭК Центра стратегических разработок Сергей Колобанов. - Прежде всего - это площадка для диалога, которая позволяет обмениваться мнениями, заранее выяснять и даже в некоторой степени координировать позиции друг друга по вопросам глобальной энергобезопасности и энергоперехода, в том числе в рамках активно развивающейся климатической повестки".
Порты и газовозы
Что касается конкретных проектов, то на данный момент энергетическое сотрудничество между членами БРИКС+ носит, скорее, двусторонний характер: существуют договоры между странами, а не совместная политика в рамках объединения, отметила директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова. "Например, у России и Ирана прорабатывается ряд проектов по строительству терминалов СПГ и прокладки газопроводов, - рассказала "РГ" эксперт. - Уже имеющиеся крупные инициативы в рамках структур БРИКС+ (Платформа энергетических исследований и Новый банк развития) направлены скорее на проекты, связанные с энергопереходом и устойчивым развитием, а не на традиционную энергетику. Реализованные и заявленные проекты Нового банка развития в Индии, Китае и России больше касаются развития транспортной инфраструктуры, в частности, строительства СПГ терминалов, портовой инфраструктуры и локальных газотранспортных систем".
Мария Белова также считает, что будущее сотрудничество по СПГ может быть связано с привлечением дополнительных технологических компетенций по строительству судов-газовозов, ведь около 15 процентов мировых заказов на них на ближайшие пять лет зарезервированы китайскими верфями.
Кстати, варианты сотрудничества могут предложить не только страны БРИКС+, но и потенциальные кандидаты. К примеру, Венесуэла, которая рассчитывает вступить в объединение, готова предоставить его членам приоритетное право для участия в проектах в сфере нефти и газа.
Экспорт трубопроводного газа в Китай после 2035 года вырастет до 100 миллиардов кубометров
"Мы готовы работать со всеми странами БРИКС и открыть нашу страну для инвестиций государств - членов объединения. И других, но для БРИКС - в приоритетном порядке", - заявил ТАСС глава МИД Венесуэлы Иван Хиль Пинто.
Невзирая на санкции
Партнеры по БРИКС сегодня выступают главными покупателями российской нефти. Конечно, торговля энергоресурсами развивается не в рамках объединения, а на двусторонней основе, но принадлежность к единой структуре может служить дополнительным плюсом.
"Участие наших внешнеторговых партнеров в БРИКС в некоторой степени помогает сохранению объемов экспорта нефти и газа в эти страны, так как они учитывают недопустимость использования политических санкционных ограничений в мировой торговле", - отметил Сергей Колобанов.
Напомним, что именно введенные Западом ограничения на поставки российских нефти и газа привели к резкому развороту нашего экспорта в восточном направлении. Сегодня основной поток черного золота из России идет в Китай и Индию. По данным Главного таможенного управления КНР, за первые 8 месяцев этого года Китай импортировал 65,76 миллиона тонн российской нефти. Это на 8,5 процента меньше, чем за аналогичный период 2024-го, но тот год был рекордным, и небольшое снижение в 2025-м не повлияло на позиции нашей страны на нефтяном рынке КНР. Она по-прежнему занимает там первое место.
Западные санкции экспорту в Поднебесную не угрожают. "КНР сейчас находится в жестком противостоянии с США. И в этом году есть явные признаки того, что Китай проявляет намного большую заинтересованность в поставках российской нефти и газа, чем это было еще в 2024-м, - отметил в разговоре с "РГ" директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Под давлением
Другой крупный покупатель нашей нефти - Индия - за первое полугодие 2025-го получила из России 43,65 миллиона тонн черного золота. Однако страна столкнулась с серьезным давлением со стороны США, которые в августе ввели дополнительные тарифы в размере 25 процентов на товары из Индии в связи с приобретением ею российской нефти и нефтепродуктов. "Индия всегда была чувствительна к санкциям и не любит покупать подсанкционные товары, - отметил Алексей Белогорьев. - Но США в данном случае ничего не предложили ей взамен и в целом поставили в крайне неудобное положение правительство страны. Индия продолжит торговать с Россией, по крайней мере пока есть дисконт на нашу нефть".
Перспективные покупатели российского СПГ - Индия, страны СНГ и Юго-Восточной Азии
Так что покупатели у российского черного золота есть, а рынок развивающихся стран становится все более перспективным. "ОПЕК считает, что спрос на нее до 2050 года будет увеличиваться и рост будет обусловлен преимущественно странами Глобального Юга, - рассказал "РГ" аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко. - В частности, ожидается, что к 2030 году спрос со стороны Китая увеличится до более чем 18 миллионов баррелей в сутки с нынешних 16,8 миллиона, спрос Индии вырастет с 5,7 до 7,3 миллиона баррелей в сутки".
Что касается природного газа, то и здесь ключевой партнер России - Китай. В начале сентября этого года стороны подписали документы об увеличении поставок голубого топлива по газопроводу "Сила Сибири" с 38 до 44 миллиардов кубометров в год. Также достигнута договоренность по наращиванию объемов Дальневосточного маршрута с 10 до 12 миллиардов кубометров. И, конечно, важнейший момент - подписанный меморандум о строительстве газопровода "Сила Сибири - 2", - отметила Мария Белова.
В сотрудничестве с другими странами БРИКС+ и Глобального Юга, по ее словам, Россия должна фокусироваться на наращивании поставок СПГ. И все же, по мнению Сергея Колобанова, угроза вторичных санкций снижает темпы расширения межстранового сотрудничества. Так что рост российских поставок в эти страны будет только в случае, если выгоды перевесят потенциальные риски.