Экспорт российской нефти растет из-за проблем с топливом на внутреннем рынке

Морской экспорт нефти из России растет. В первую неделю октября за границу было отправлено 27,17 млн баррелей нефти, неделей ранее - 26,75 млн. С середины августа поставки выросли на 0,5 млн баррелей в сутки. Их средний объем за четыре недели с 8 сентября до 5 октября составил 3,57 млн баррелей в сутки, что всего на 80 тыс. баррелей в сутки ниже самого высокого показателя, зафиксированного в мае 2024 года. Об этом сообщает Bloomberg.

Экспорт российской нефти растет из-за проблем с топливом на внутреннем рынке
© Российская Газета

Казалось бы, статистика вполне позитивная для нашей страны. Особенно на фоне обсуждения очередных санкций со стороны ЕС, рисков введения таможенных тарифов для покупателей нашей нефти и угроз принятия новых рестрикции со стороны США. Если экспорт растет, значит, санкции работают плохо, добыча нефти в стране не падает, в бюджет идут налоговые выплаты.

Проблема только в том, что в России сейчас топливный кризис, связанный с остановкой части мощностей нефтепереработки из-за прилетов БПЛА. Цены на бензин и дизельное топливо (ДТ) растут с августа, периодически обновляя исторические максимумы. По данным Росстата, в августе 2025 года производство нефтепродуктов и кокса в РФ сократилось на 6,3% в сравнении с августом 2024 года и на 4,2% - в сравнении с июлем 2025 года. Статистика за сентябрь 2025 года будет доступна только в конце октября. Но, как считает гендиректор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, данные наверняка продемонстрируют ускорение темпов сокращения выпуска топлива.

То есть рост экспорта сырой нефти происходит на фоне снижения объемов нефтепереработки, в ущерб выпуску продукции следующего передела. Причем, как замечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, практически всегда в России было выгоднее при всех прочих равных условиях экспортировать сырую нефть за рубеж, чем перерабатывать ее внутри страны и поставлять топливо на АЗС. Для сокращения разрыва в доходности используются механизмы государственного регулирования. Сейчас это топливный демпфер (компенсация из бюджета нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных) и обратный акциз, который компенсирует компаниям потери от того, что они не направляют весь объем своей добычи на экспорт, а снабжают сырьем российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).

Но демпферные выплаты по бензину за август оказались обнулены после того, как биржевые котировки превысили точку отсечения (предел, после которого субсидии не выплачиваются). Выплаты за сентябрь будут возможны, если только механизм демпфера скорректируют (сейчас законопроект находится в Госдуме). Фактически можно сказать, что экспорт нефти из России в сентябре-октябре рос в том числе и из-за потери нефтяниками части компенсаций из бюджета.

Экспортировать нефть компаниям выгоднее, чем перерабатывать в России

Впрочем, Андрианов также подчеркивает, что рост экспорта нефти связан и с увеличением ее добычи в рамках сделки ОПЕК+. Но здесь можно возразить, что производство нефти в нашей стране пока не успевает за увеличением квот альянса. В августе, по данным ОПЕК, Россия добывала 9,173 млн баррелей нефти в сутки. При этом с учетом квот и графика компенсаций ранее допущенного перепроизводства России было разрешено увеличить добычу до 9,259 миллиона баррелей в сутки. А прирост за месяц составил всего 50 тыс. баррелей в сутки. В сравнении с ростом экспорта в сентябре и начале октября на 500 тыс. баррелей в сутки - это мелочь, обеспечившая всего 10%.

По словам директора по аналитике Инго Банка Василия Кутьин, сокращение мощностей нефтепереработки влияет на рост экспорта нефти, поскольку в условиях санкций и ограниченного доступа к рынкам нефтепродуктов основной акцент смещается на сырье. Это началось еще в августе 2025 года. Объем поставок сырой нефти через западные порты вырос на 200 тыс. баррелей - примерно до 2 млн баррелей в сутки, что на 11% превышает первоначальный план и отражает переориентацию части нефтяных потоков с внутренней переработки на экспорт сырой нефти. В то же время экспорт нефтепродуктов снизился: морские поставки российского дизельного топлива в августе 2025 года уменьшились примерно до 744 тыс. против 828 тыс. баррелей в сутки в июле.

Возникает вопрос: как же так получается, что продукт более высокого передела оказывается менее выгоден для торговли, чем простое сырье? Как замечает начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст" к. э. н. Олег Абелев, на российском рынке цены на бензин и дизель регулируются государством через акцизы и демпфер и они значительно ниже мировых. Поэтому для нефтяных компаний на внутреннем рынке продавать бензин гораздо менее выгодно, чем везти на экспорт. Плюс логистика. Доставка нефтепродуктов сложнее и дороже, чем поставка сырой нефти по трубе или танкером.

При этом если отбросить проблемы на топливном рынке, для бюджета страны рост экспорта нефти - фактор положительный. Налоги платятся с добычи, экспорт обеспечивает приток валюты, а расходы на поддержание нефтепереработки снижаются.

По словам Андрианова, переработка - это не доходы бюджета, а расходы в виде топливного демпфера. Но если государство перестанет поддерживать нефтепереработку и предпочтет отправлять свою нефть полностью на экспорт, это приведет к резкому росту цен на топливо, что аукнется не только рядовым потребителям, но и всем без исключения отраслям экономики. Подскочет инфляция, сократится реальное производства из-за роста издержек, и, как следствие, упадет спрос на подорожавшую продукцию и услуги.

До 2022 года рентабельность отечественной переработки поддерживалась за счет значительного объема поставок нефтепродуктов (в первую очередь ДТ) на премиальный европейский рынок. Это давало стимулы для наращивания производства, а государство стимулировало данный процесс путем установления более низких экспортных пошлин на топливо по сравнению с сырой нефтью. Иными словами, было выгоднее производить и продавать продукцию более высоких переделов, нежели сырая нефть. Сегодня европейский рынок для нас закрыт, а главные покупатели нашей нефти - Китай и Индия - сами являются крупнейшими производителями топлива и не столь заинтересованы в наших нефтепродуктах. Поэтому требуются и новые механизмы поддержки отечественной нефтепереработки, считает эксперт.