Государство профинансирует обновление устаревшего флота Амура

Грузовой речной порт в Хабаровске. Автор/источник фото: Алексей Збарский/EastRussia

Почти весь речной флот Амурского бассейна требует обновления: из 838 зарегистрированных судов лишь 73 моложе 24 лет, при среднем возрасте около 46 лет. По данным комитета Совета Федерации по экономической политике, износ флота стал одной из причин снижения объемов перевозок — с более чем 33 млн тонн в конце 1980-х до 2,2 млн тонн в 2024 году.

По поручению вице-премьера Юрия Трутнева, Минтранс и Минпромторг разрабатывают федеральную программу модернизации флота и портовой инфраструктуры бассейна. Предполагается, что на базе Хабаровского судостроительного завода, входящего в Объединенную судостроительную корпорацию, может быть размещен крупный государственный заказ на строительство новых речных судов.

Река Амур, связывающая Амурскую и Еврейскую автономную области, Хабаровский край и китайскую провинцию Хэйлунцзян, рассматривается как стратегически важная транспортная артерия Дальнего Востока. Эксперты отмечают, что восстановление судоходства на ней приобретает особое значение на фоне роста товарооборота с Китаем, пишут пишут «Известия».

В августе в правительстве обсуждалась необходимость расширения программы водного лизинга и ограничения допуска в российские порты судов старше 40 лет. Минтранс сообщил, что под замену в рамках федеральной программы подпадает около 1,7 тыс. судов.

По оценке Государственной транспортной лизинговой компании, средний возраст пассажирских речных судов в России в 2023 году составлял около 40 лет, а круизных — более 50 лет. В ГТЛК отмечают, что свыше 65% пассажирского речного флота страны превышает нормативный срок эксплуатации.

Одной из предлагаемых мер поддержки является льготный лизинг для перевозчиков Амурского бассейна. По предварительным расчетам, на первые шесть лет реализации программы потребуется около 36 млрд рублей. Также рассматривается возможность запуска международных речных круизов, в том числе по маршруту Харбин — Благовещенск и к Шантарским островам.

В ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» сообщили, что подготовлена концепция развития Амурского бассейна. Ключевые цели программы — увеличение объемов грузоперевозок к 2040 году до 7 млн тонн и пассажирских — до 1,3 млн человек, а также строительство не менее трех портов и двух пунктов пропуска.

Эксперты отмечают, что реализация программы может потребовать значительно больше средств, чем заявленные 30–40 млрд рублей. По оценке специалистов, общая потребность в финансировании может быть в десять раз выше. Основными источниками инвестиций рассматриваются федеральный бюджет, льготные лизинговые механизмы и региональные программы поддержки.

Кроме того, аналитики подчеркивают, что модернизация флота возможна лишь при расширении производственных мощностей судостроительных предприятий. В Объединенной судостроительной корпорации сообщили о планах к 2036 году увеличить объем выпуска гражданских судов до 1 тыс. единиц — в два–три раза больше нынешнего уровня.