Экономист ДГТУ назвала причины нехватки средств в местных дорожных фондах
Ростовская область, 3 ноября 2025, DON24.RU. Существенный рост затрат на дорожное строительство и сохранение ставки транспортного налога на неизменном уровне с 2008 года привели к нехватке средств в местных дорожных фондах. Это вынуждает муниципалитеты все чаще обращаться за помощью к региону. Такое мнение ИА «ДОН 24» высказала декан факультета «Инновационный бизнес и менеджмент» Донского государственного технического университета (ДГТУ), к.э.н., доцент Наталья Осадчая. Ранее глава регионального минтранса Алена Беликова сообщила о нехватке средств в местных дорожных фондах. По словам Натальи Осадчей, сегодня назрела реальная проблема, при которой местные бюджеты в целом с трудом справляются с поставленными задачами. «Если говорить конкретно о дорожном фонде муниципалитетов, то мы можем наблюдать тенденцию существенного повышения цены 1 км дороги с 2008 года. Фактические затраты на капитальный ремонт, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог выросли в 4–12 раз. Индекс потребительских цен в регионе вырос в 3,8 раза. Это неизбежная ситуация в рыночной экономике. Здесь важно успевать адаптироваться под новые реалии», – прокомментировала кандидат экономических наук. Эксперт пояснила, что в соответствии с российским законодательством средства дорожного фонда носят целевой характер и их использование строго регламентировано. «Конечно, при дефиците бюджетов вполне могут возникать ситуации, когда на реализацию того или иного муниципального дорожного проекта попросту не хватит денег. Тогда город или район пойдет просить эти деньги у региона. Статистика показывает, что с 2024 года региональные дотации в муниципалитеты выросли. Это значит, что главы администраций и районов стали просить у региона помощи все чаще», – отметила Наталья Осадчая. Основным источником пополнения муниципальных дорожных фондов, как пояснила экономист, является транспортный налог, который составляет около 60% их объема. При этом в Ростовской области, в отличие от многих других субъектов РФ, в том числе в ЮФО, он не повышался с 2008 года и остается на самой низкой ставке. «Проблема назрела давно, изменения тоже пора начинать. Попытка была сделана в 2020 году, однако отложена на перспективу. Считаю, что это было ошибочно и, как следствие, привело к такой ситуации в настоящее время. Нужно принимать оперативные меры и пересматривать ставки уже сейчас. С учетом текущей ситуации даже повышение до максимальных ставок (предусмотренных федерацией) не способно в корне и в одночасье изменить дорожную ситуацию в городах и районах, но эти изменения неизбежны», – резюмировала декан факультета «Инновационный бизнес и менеджмент» ДГТУ.