В ЕС хотят отказаться от топлива с заводов, связанных с Россией

В октябре Евросоюз, США, Великобритания и Австралия закупили с турецких и индийских заводов, перерабатывающих российскую нефть, топлива на 971 млн евро (более 1 млрд долларов). Такие данные приводит в итоговом отчете за октябрь финский Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA).

В ЕС хотят отказаться от топлива с заводов, связанных с Россией
© Российская Газета

С 21 января следующего года в ЕС вступает в силу запрет на импорт топлива, сделанного из российской нефти. Но уже сейчас ведутся разговоры о необходимости расширить эту меру на все поставки топлива с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), закупавших российское сырье в течение последних шести месяцев. Если под запрет попадут любые поставки топлива с индийских, китайских или турецких НПЗ, работающих с российским сырьем, то это уже может отразиться на объемах нашего нефтяного экспорта.

В ЕС под эти идеи подводится новостная база. По оценке CREA, на нефтепродукты, точно сделанные из российской нефти, в закупках ЕС, США, Великобритании и Австралии пришлось лишь 443 млн евро (более 0,5 млрд долларов), то есть чуть меньше половины от общей суммы. Остальные объемы топлива были сделаны этими НПЗ из нефти, поставленной из других стран, либо не удалось доказать, что сырье было российским. Вывод: нужно полностью прекратить закупки с таких НПЗ.

Второй момент связан с США. В ЕС раздаются призывы к Америке присоединиться к европейскому эмбарго на поставки топлива из российского сырья.

По меткому сравнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, ЕС и США сейчас разыгрывают мизансцену из "Мертвых душ" Николая Гоголя. Встреча Чичикова с Маниловым, когда они не могли решить, кто первым должен пройти в дверь. США заявляют, что ввели жесточайшие санкции против крупнейших российских нефтяных компаний и теперь дело за Европой. А ЕС, в свою очередь, говорит, что уже опустил потолок цен на российскую нефть, отказывается от нефтепродуктов, сделанных с ее помощью, и ждет присоединения к этим мерам Америки. Вот и слышно теперь в информационном поле: "Только после Вас! Нет-с, позвольте, только после Вас!".

Простых и дешевых способов отслеживания того, из сырья какой страны произведены бензин или дизельное топливо, не существует

Эксперт подчеркивает, что в США прекрасно понимают, что уже запрет на экспорт топлива из российского сырья может подстегнуть рост цен на нефть и нефтепродукты. А если запретить поставки с целых НПЗ, последствия будут еще печальнее. Поэтому едва ли американские политики бросятся поддерживать идеи ЕС. Да и европейские чиновники будут аккуратны. Сейчас не самое лучшее время для продолжения их экспериментов над экономикой и гражданами ЕС. Те и так уже активно голосуют за правых, против действующих партий.

Кроме того, как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, явных простых способов отслеживания того, из какого именно сырья произведены нефтепродукты, не существует. Даже если подобный механизм и будет найден (что технически было бы очень трудозатратно), то ничто не мешает странам, импортирующим российскую нефть, отправлять на внутренний рынок нефтепродукты из российской нефти, а на экспорт - нефтепродукты из других источников. На фоне простых обходных путей эффективность ограничений на импорт нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, крайне низкая. И к снижению экспорта нефти из РФ не приведет. В то же время жестким вариантом могут стать вторичные санкции против любых НПЗ, которые закупают и перерабатывают российскую нефть. Такие санкции могут заметно сократить экспорт нефти из РФ, но в базовом сценарии таких жестких мер в ближайшее время не случится. Если только отношения РФ и США дополнительно не ухудшатся, считает эксперт.

В свою очередь доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов уверен, что для США тема с запретом покупки топлива из российского сырья не актуальна, поскольку они импортируют только сырую нефть (оставаясь при этом ее нетто-экспортером), а бензин и дизель в других странах в сколь-нибудь заметных объемах не закупают. К тому же они уже пошли на более жесткие меры - ввод санкций против "Роснефти" и "Лукойла" в целом.

При этом эксперт допускает расширение европейских санкций на всю продукцию НПЗ, закупающих российскую нефть. Сам факт использования российского сырья помещает китайские, индийские и другие НПЗ под режим американских санкций (поскольку под ними оказались крупнейшие нефтяные компании России). А ведь европейцы вроде как тоже должны эти санкции соблюдать и в том числе не закупать продукцию данных НПЗ.

То есть американские санкции по своему формату шире европейских, они их перекрывают, и поэтому для европейцев ужесточение собственных санкций будет скорее политическим пиаром, стремлением продемонстрировать, что они тоже усиливают давление на Москву. Ничего нового к уже действующим ограничениям они не добавят.

Андрианов подчеркивает, что российский экспорт нефти может несколько сократиться из-за санкций США, а не европейских запретов импорта топлива. НПЗ в Китае и Индии рискуют оказаться под санкциями просто в случае приобретения российской нефти, и на этом фоне запрет на поставки в Европу продукции, произведенной из нашего сырья, выглядит как вторичный, несущественный.

При этом Симонов считает, что американские санкции трансформируют логистические цепочки поставок нашей нефти. В итоге Китай, Индия или Турция будут получать не российскую нефть, а, к примеру, малазийскую. А она уже под санкции не попадает, и топливо, произведенное из нее, можно будет поставлять в любую страну мира.

Как замечает Андрианов, если контролирующие органы признают российскую нефть, условно говоря, "сингапурской", то бензин и дизель тоже никак не могут быть объявлены "российскими".

К этому можно добавить, что именно так сейчас происходит импорт Китаем иранской и венесуэльской нефти. Для нашей страны и российских компаний в этом варианте минус только один - дополнительные издержки и скидки на нашу нефть.