Bloomberg сообщает о рисках задержки поставок нефти из РФ из-за санкций США
Российская нефть может застрять в море из-за вступивших в силу санкций США, пишет Bloomberg. Речь идет о 48 млн баррелей компаний «Роснефть» и «Лукойл», утверждает агентство, ссылаясь на данные аналитической компании Kpler. Это около 50 танкеров, направляющихся в Китай и Индию, а также другие суда, пункты назначения которых неизвестны.
Не все из них смогут разгрузиться в ближайшее время, продолжает агентство. По сведениям Bloomberg, индийские и китайские покупатели опасаются вторичных санкций США и начинают отказываться от поставок по мере того, как США усиливают давление на всех, кто помогает российскому экспорту.
Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «У нас очень мало статистики достоверной по вопросу нынешней торговли Россией нефтью. Российская статистика, которая предоставлялась раньше Росстатом или министерством энергетики, закрыта. Есть данные таможни тех стран, куда Россия поставляет нефть, — это Китай, Индия, Турция, но данные таможни минимум на несколько недель запаздывают. И в этих условиях все смотрят на данные западных агентств, которые, естественно, специально нагнетают подобного рода сюжет, манипулируя зачастую данными либо ссылаясь на свои источники на рынке, которые все равно никто проверить не может. Они говорят, допустим: у нас есть источник, который заявляет, что какая-то компания отказалась. Что это конкретно значит? Может быть, это для отвода глаз делается. Это можно сделать, например: да, мы теперь покупаем не у России, покупаем у какого-то трейдера, который зарегистрирован в Эмиратах или в Сингапуре, но этот трейдер фактически изначально-то купил российскую нефть, просто покупатель делает вид, что он об этом не знал. Очень много говорится о том, что российская нефть застревает в танкерах, которые оказываются блуждающими в океане в поисках того, кто согласится их принять. Это очень похоже на историю, которая была во время нескольких волн активизации борьбы США с теневым флотом. Или это было, когда, например, «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» внесли американцы в жесткий санкционный список SDN в начале 2025 года. Всегда идет время адаптации к этим санкциям, покупатели переписывают контракты, переходят с долгосрочных контрактов на спотовые сделки, удлиняется цепочка посредников, появляются трейдеры, которые несколько раз нефть перепродают. И все это нужно для того, чтобы, соответственно, обезопаситься от санкций. Такая адаптация требует несколько недель, а иногда несколько месяцев, в зависимости от ситуации. «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз» не умерли как компании, значит, они сумели к этому адаптироваться. Аналогично будет с «Лукойлом» и «Роснефтью». И даже Bloomberg, например, не говорит, что произошло какое-то страшное падение экспорта из российских портов. Там цифры указываются в статье известного обозревателя Джулиана Ли, но это цифры не такие, которые говорят, что экспорт прекратился. Значит, в море вечно эту нефть накапливать будет невозможно, просто количество танкеров ограниченно. На каком-то этапе станет понятно: либо эти танкеры найдут и разгрузятся, найдут покупателя, как это происходило всегда раньше, либо Россия прекратит вообще экспорт, и этого невозможно будет скрыть — это будет видно. В России, кстати, нет каких-то крупных объемов хранилищ — подземных или еще каких-то искусственных, — чтобы хранить нефть. Если будет сокращение экспорта, это сразу будет видно. Раз обвала экспорта нет, значит, танкеры, которые нефть хранят в море, найдут своего покупателя, они все равно будут разгружены, просто потребуется время».
Bloomberg при этом отмечает, что нефтяные цены пока никак не отреагировали на вступление в силу новых американских санкций в отношении «Роснефти» и «Лукойла».
