Челябинские фермеры переложат сбыт продукции на агроагрегаторов
Не секрет, что сельские предприниматели испытывают сложности с реализацией своей продукции в крупных торговых сетях. Для последних помимо качества важно еще и количество отгруженного, чтобы конвейер работал непрерывно. А малые хозяйства гарантировать этого не могут, поэтому ретейл в сотрудничестве с ними особой заинтересованности не проявляет.
Между тем вес фермерского каравая в общей массе производимой сельхозпродукции растет. По данным органов статистики, в нынешнем сезоне доля крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей в собранном урожае зерна в Челябинской области составила 52 процента, по масличным культурам - 50 процентов, по картофелю и овощам - 76. Кроме того, они держат пятую часть поголовья крупного рогатого скота и производят вместе с личными подсобными хозяйствами 53 процента объемов молока. Но, безусловно, самый весомый вклад у фермеров - в овощеводстве: 90 процентов продукции, выращиваемой в открытом грунте, приходится на малые хозяйства. Единственное, что мешает им занять такое же заметное место на прилавках сетевых магазинов - устаревший маркетинг или его отсутствие, а также формат продаж, когда успеха приходится добиваться в одиночку.
- Усовершенствование механизмов сбыта станет приоритетной задачей в среднесрочной перспективе, - акцентирует внимание на грядущих переменах начальник управления по развитию растениеводства и малых форм хозяйствования областного минсельхоза Анна Кожевина.
Сети получат поставщиков, отвечающих их требованиям, а малые хозяйства - торговые точки с хорошей посещаемостью
В следующем году все меры поддержки небольших производителей планируется консолидировать в один федеральный проект - "Развитие малого агробизнеса". В том числе он призван устранить чувствительные недочеты в инфраструктуре реализации готовой продукции. Это предполагается делать, стимулируя деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), готовых представлять на рынке всех своих участников, или с помощью новых структур, так называемых агроагрегаторов. Они займутся закупкой, переработкой, хранением и реализацией фермерской продукции.
Отметим, что СПоК может совмещать сразу две роли - кооператива и агрегатора. На эти цели им готовы выделять гранты - от пяти до семидесяти миллионов рублей, при этом предприниматели должны вложить в проект от 10 до 40 процентов собственных средств. Предусматриваются и новые направления субсидирования, связанные с приобретением оборудования и спецтехники.
- Разработана целая шкала мер поддержки, - поясняет руководитель образовательного проекта "Народная школа кооперации" Анатолий Коротаев. - Первая линия - компенсация затрат на выкуп продукции у фермеров. Ее могут получить и сельхозкооперативы, но у агроагрегаторов ставка выше: если их расходы составляют от пяти до 25 миллионов рублей, вернут десять процентов. При сумме 25-50 миллионов рублей - уже 12 процентов, свыше 50 миллионов - 15. Вторая линия помощи - на развитие инфраструктуры, где объем возмещения достигает 30 процентов при затратах в 20 миллионов рублей.
Такой подход, по задумке его идеологов, перекинет мостик между малым бизнесом на селе и крупным ретейлом. Сети получат поставщиков, отвечающих их требованиям по упаковке и сертификации продукции, логистике и объемам. А у фермеров появится реальный шанс зайти со своими товарами в точки с хорошим покупательским трафиком. Уже достигнута договоренность с одной из федеральных компаний о поставках уральского картофеля и овощей открытого грунта, с другой - о специальных условиях закупки мяса и молока. Агроагрегаторы возьмут на себя взаимодействие с торговлей на всех этапах - от стандартизации до отправки партий в магазины.
А как у соседей?
На съезде Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, состоявшемся в Екатеринбурге, перечислили сложности, с которыми сталкиваются сегодня фермеры: реализация продукции ниже себестоимости, кадровый дефицит, трудности в получении льготного кредитования. "Падение доходности - проблема номер один", - считает президент объединения Владимир Плотников. Одна из причин - диспаритет цен: снижение закупочной стоимости продукции и удорожание сельхозтехники, удобрений и других производственных затрат. А ведь федеральный закон о сельском хозяйстве требует отслеживать и корректировать такое неравенство.
Много претензий прозвучало из уст фермеров и к действующим федеральным государственным информационным системам (ФГИС), они оценивают их как "сырые", сделанные без учета реалий и пожеланий руководителей крестьянских хозяйств. Не случайно ассоциация нынешним летом обратилась в правительство с предложением создать универсальную платформу, чтобы избавить фермеров от засилья разных ФГИС. В Минсельхозе РФ такая работа уже началась.
