Главный драйвер экономики исчерпан

Иена растёт, а облигации падают после того, как Банк Японии намекнул на повышение ставки, сообщает Financial Times.
Со времён краха японского рынка недвижимости процентная ставка в Японии десятилетиями находилась на очень низком, близком к нулю, уровне. Тем драматичнее выглядит её рост, ибо долговая нагрузка в Японии (госдолг/ВВП) — примерно вдвое выше, чем в США или ЕС, подчеркивает экономист, доцент РАНХиГС Сергей Хестанов.
Но и долго ничего не делать у регулятора уже не получится — инфляция длительное время остается высокой и снижаться не собирается.
Падение же стоимости японских облигаций косвенно оказывает давление на весь мировой рынок облигаций. Просто в силу большого объема японского рынка облигаций (и немалой доли японской экономики в мировой), поясняет эксперт.
«Таким образом, рост стоимости заимствования в Японии косвенно может оказать влияние и на стоимость заимствования во всем мире. А это значит, что решать бюджетные проблемы за счет наращивания госдолга далее станет трудно, — подчеркивает экономист. — Ситуация тем более пикантна, что тенденция к росту долговой нагрузки (госдолг/ВВП) сформировалась с 1980-х годов (привет нам от “рейганомики”). И, весьма вероятно, этот драйвер роста мировой экономики себя исчерпал. А нового драйвера такого масштаба пока не видно».
При этом отсутствие мощного драйвера роста для экономик развитых стран, для которых так называемое догоняющее развитие нехарактерно в принципе, означает относительно длительный период низкого экономического роста, то есть стагнацию, предупреждает Сергей Хестанов:
«Сама по себе стагнация особых рисков в себе не несет (тот же поздний СССР стагнировал десятилетиями). Более того, до Промышленной революции вообще во всем мире экономический рост вообще очень низким 0–1% в год. Но современное общество уже привыкло к высоким темпам экономического роста и адаптация к длительному застою может быть весьма болезненным процессом».