В Пензенской области не хватает 1500 человек рабочих специальностей
Потребность в квалифицированном персонале на предприятиях региона составляет около 1500 человек. Такую цифру обозначил руководитель регионального минэкономразвития Роман Трялин. Местные предприниматели с чиновником согласны и даже предлагают свои способы решения этого вопроса.
В пензенской строительной компании "УМ -2" проблема с профессиональными кадрами имеет место быть, но прежде всего - с их квалификацией.
"Мы начинаем работу в исторических российских регионах, а где брать людей? Многие хорошие работники уже уехали туда и получают немаленькую зарплату. В Пензе их не найти. Кроме того, все основные игроки нашего бизнеса - в Москве, и так как в столице высокие зарплаты, мы оказываемся неконкурентоспособными. При этом специалисты не хотят расти, учиться, а сразу при отсутствии квалификации просят не соответствующую их уровню зарплату. Нам не хватает не просто рабочих, а грамотных, квалифицированных ребят. И, как следствие, средний возраст рабочего коллектива близок к пенсионному: как молодежи вливаться в рабочую среду, когда у них несовместимые интересы с опытными сотрудниками?" - размышляет руководитель предприятия Александр Сурков.
По его мнению, сегодня в вопросе с кадрами пензенской власти нужно проводить предметную работу, выяснить, почему люди стоят на бирже, а не трудоустраиваются, получают пособия при наличии вакансий. Да и дальнейшей судьбой трудоустроенного человека зачастую никто не интересуется. Например, если соискатель за счет казны обучился новому ремеслу, а работает не по профессии, нужно искать причины такой нестыковки.
"Пока выходит, что кто хочет, тот растет в профессии, но таких мало. Стимула и системы роста у сотрудников нет. А на предприятиях все остается по-прежнему: где высокая зарплата - там и высокие штрафы за нарушения, где низкая - там все прощается. Низкая квалификация кадров влечет за собой низкую производительность, но невысокую зарплату. Профессионалов становится все меньше", - подытоживает Александр Сурков.
Действительно, молодежь не всегда спешит на заводы или стройки, выбирая более легкие деньги и менее ответственную работу.
Олег Давыдов - студент третьего курса профтехучилища. Учится на сварщика, но до сих пор не уверен, что свяжет свою жизнь именно с этой профессией. "Хочется самостоятельно зарабатывать деньги уже во время учебы. Сейчас я работаю курьером, и это позволяет мне получать быстрый и стабильный заработок. Поездил четыре часа - 2000 рублей в кармане. На начальном этапе я даже столько не буду получать на заводе за полный рабочий день. Конечно, дело не только в деньгах. И я, и некоторые из моих однокурсников не видят перспектив на фабриках. Если в советское время рабочий мог рассчитывать на продвижение в карьере, то теперь такая практика почти исчезла. А работать до пенсии сварщиком слишком тяжело".
Тем не менее в правительстве уверяют, что один из действенных методов - организация профессионального обучения и дополнительного профобразования работников предприятий.
"В этом году конкурс "Лучший по профессии" проходил в регионе уже в тринадцатый раз. Он направлен на повышение престижа рабочих профессий, совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также содействие росту квалификации кадров. Конкурс проводился по десяти номинациям: "Швея", "Сварщик", "Монтажник радиоэлектронной аппаратуры", "Водитель троллейбуса", "Машинист асфальтоукладчика", "Оператор плиты асфальтоукладчика", "Плиточник", "Тракторист-машинист", "Оператор машинного доения", "Ветеринарный фельдшер", - сообщили в региональном министерстве экономического развития и промышленности.
Ожидаемый эффект - повышение квалификации сотрудников, популяризация профессии рабочего и как следствие - приток новых кадров. Первые положительные результаты подобного подхода уже есть.
"В настоящее время на АО "Пензтяжпромарматура" в целом закрыты практически все вакансии по рабочим специальностям. Прийти к такому результату помогла реализация сразу нескольких проектов. Это активная работа с выпускниками и студентами ссузов и вузов, выстраивание системы наставничества внутри компании, создание возможностей по освоению дополнительных специальностей для работников. Так, за 2026 год 256 студентов прошли практику на ПТПА и 52 из них трудоустроены. Свой вклад в решение проблемы с кадрами внесла и цифровизация. Внедрение технологии цифрового двойника дало нам возможность моделировать загрузку производства и прогнозировать потребность в персонале на будущий период. Поскольку ПТПА работает в системе предварительных заказов, мы можем с довольно высокой степенью точности рассчитать потребность в рабочих по каждой специальности", - комментирует начальник отдела кадров Ирина Комина.
По словам собеседницы "РГ", несмотря на то, что проблема кадрового голода сейчас не стоит так остро, как, например, год назад, потребность в квалифицированных рабочих на рынке Пензенской области по-прежнему остается высокой. Срок закрытия горящей вакансии может колебаться от месяца до полугода.
Также есть много вопросов к качеству подготовки выпускников, профессиональное обучение - обязательный этап для всех новых сотрудников компании.
"Мы планируем и в следующем году продолжить проекты по внутреннему обучению, ротации и развитию кадров, а также активно привлекать к себе на практику студентов рабочих специальностей", - подчеркнула Ирина Комина.
Кстати
На долю пензенского промышленного комплекса приходится около 25 процентов валового регионального продукта, 45 процентов налоговых поступлений в консолидированный бюджет. Среднемесячная зарплата работников промышленного производства за январь-декабрь 2024 года выросла почти на 25 процентов к 2023 году и составила 63 тысячи рублей. На нескольких производствах региона зафиксировали самые высокие зарплаты в промышленности: от 93 до 134 тысяч рублей.