Как повышение НДС и утильсбора скажется на инфляции в ДФО: объяснение Банка России

Почему рост НДС не разгонит цены Согласно оценке аналитиков, влияние предстоящего повышения НДС с 20 до 22 % с января 2026 года на потребительские цены будет ограниченным. Эксперты приводят три основные причины: Перенос дополнительной налоговой нагрузки в конечные цены будет неполным. Как показал опыт аналогичного повышения НДС на 2 п.п. в 2019 году, из-за сдержанного спроса продавцы смогли тогда компенсировать через цены лишь 0,6–0,7 процентных пункта из роста налога. Ожидается, что инфляционный эффект будет носить разовый характер и в основном исчерпает себя в течение двух месяцев после вступления изменений в силу. Для социально значимых товаров (продукты питания, лекарства, медицинские изделия, товары для детей) сохранится та же льготная ставка НДС в 10 %, что и раньше. Влияние на бизнес Возможность переноса дополнительных издержек от повышения налогов в цены у каждого предприятия разная. Как отмечают эксперты, она зависит и от спроса, и от конкурентной среды, и от налоговых льгот и мер поддержки бизнеса в каждом регионе и каждой отрасли, и от много другого. «Вероятно, дальновидные предприниматели смогут так распределить издержки, что общее повышение цен в стране не будет существенным. Для предприятий гораздо большая проблема, чем разовое повышение налогов, – непрерывный рост затрат: на сырье, материалы, комплектующие, грузоперевозки, оплату труда, для аграриев – на удобрения, семена, технику», – подчеркнули в Дальневосточном ГУ Банка России. Согласно позиции регулятора, ключом к решению этой проблемы является снижение общей инфляции в стране. Именно на это и направлена текущая политика Банка России, которая призвана охлаждать перегретый спрос. В ЦБ полагают, что чем быстрее будет достигнута устойчивое снижение инфляции, тем скорее уменьшится острота проблемы роста издержек для предприятий. Реакция на рост утильсбора После анонсирования повышения утилизационного сбора значимо увеличился спрос на импортные автомобили в сентябре – ноябре, при этом цены существенно не изменились. Так, по данным Росстата, в сентябре цены на легковые автомобили на Дальнем Востоке выросли на 0,32 % по сравнению с августом, а уже в октябре – снизились на 0,16 % относительно сентября. Во многом рост цен сдержало высокое предложение автомобилей на вторичном рынке: за год оно выросло в 1,5 раза. Цены на подержанные иномарки за последний год снизились на 9,78 %. По данным оператора системы электронных паспортов, на машины, попадающие под повышение утилизационного сбора, приходится всего около 10–12 % поставок в Россию. «Для регионов Дальнего Востока этот коэффициент еще ниже – около 5 %, так как на рынке преобладают подержанные японские модели с мощностью двигателя до 160 лошадиных сил. Поэтому влияние от повышения утилизационного сбора на инфляцию будет тоже сдержанным. Какой-то нестандартной реакции рынка в ДФО на повышение утилизационного сбора мы не ожидаем», – заключили в управлении ЦБ РФ. Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

Как повышение НДС и утильсбора скажется на инфляции в ДФО: объяснение Банка России
© РИА "ФедералПресс"