Экс-глава ВАС предложил запретить отслеживание рублей и ввести компенсацию за инфляцию

Традиционное юридическое определение денег устарело и не соответствует реальной практике расчетов, заявил бывший председатель Высшего арбитражного суда (ВАС), научный руководитель факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов в статье для журнала «Закон», сообщает РБК. По его мнению, наличные, безналичные и цифровые рубли имеют разную ценность, что противоречит принципу номинализма — когда покупательная способность определяется номиналом денежной единицы.

Иванов отмечает, что безналоговый рубль стоит дороже облагаемого налогом. Люди давно это поняли и при трудоустройстве всегда спрашивают о зарплате — сумма указана до вычета подоходного налога или после. С точки зрения принципа номинализма такой вопрос не мог бы возникнуть, поскольку все деньги должны быть одинаковыми, рассуждает профессор.

Наличный рубль также стоит дороже безналичного. Многие предприниматели выбирают наличные, чтобы избежать налогов. С учетом платы за риск обналичивания и государственного контроля безналоговый наличный рубль в России дороже безналичного на 10—15%, подсчитал Иванов.

Появление цифрового рубля, массовое внедрение которого запланировано на сентябрь 2026 года, усугубит проблему. Для цифровой валюты прослеживаемость — основа основ, что грозит превратить ее не в деньги, а в цифровые знаки с ограниченными платежными функциями, предупреждает эксперт. Он привел пример с материнским капиталом: если его будут выплачивать цифровыми рублями, государство сможет отследить всю цепочку платежей и в любой момент изъять неправильно потраченные средства у любого держателя.

В качестве решения Иванов предлагает закрепить в законе право принимать рубль не по номиналу, если это предусмотрено соглашением сторон. Экономисты же видят в реформе системные угрозы: помимо инфляционных рисков, массовый переход в цифровой рубль может лишить коммерческие банки пассивов, так как средства будут аккумулироваться напрямую в Центробанке.

Интерес государства может распространиться на широкий круг платежей, которые станет можно отыгрывать назад, допускает Иванов. Вплоть до ситуации, когда человек с задолженностью по налогам купит еду в магазине, а государство заберет эти деньги у торговой точки в счет недоимки.

Чтобы избежать диспропорций в ценности рублей, необходимо запретить их прослеживаемость, предлагает юрист. Он считает нужным дополнить Гражданский кодекс положением о том, что лицо, получившее рубли, считается их законным обладателем, а последующая передача денег другим лицам не зависит от ограничений и запретов предыдущих владельцев.

Современные деньги не обеспечены реальными материальными благами — в качестве обеспечения выступает достояние государства, что по сути только декларация без юридических последствий, отмечает Иванов. Государству выгодна такая ситуация, поскольку оно получает возможность необоснованной эмиссии и дополнительных доходов от инфляции помимо налогов и сборов.

Поэтому необходим механизм возмещения потерь от обесценения денег, считает автор. Иванов предлагает, чтобы Россия и Банк России несли солидарную ответственность за обесценивание рублей. Расчетные потери дохода от инфляции должны вычитаться из налога, который платит гражданин в следующем году.

Экономисты скептически оценили предложения. Директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев отметил, что статья посвящена фиатным деньгам государства, но в реальности современные деньги выходят за эти рамки. Банки производят новые деньги при выдаче кредитов без участия государства, добавил он.

Глава Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец согласился, что формы рублей различаются по рискам. По наличному рублю отвечает государство, а по безналичному — банк, на счетах которого он находится, поэтому риски выше и начисляются проценты. Цифровой рубль — следующий эволюционный этап развития наличного, считает эксперт.

Предложение компенсировать инфляцию эксперты назвали нежизнеспособным. Это приведет к дефициту бюджета, ускорению инфляции и потере доверия к национальной валюте, считает старший научный сотрудник лаборатории структурных исследований ИПЭИ Президентской академии Владимир Еремкин.