Швейные производства из Иванова находятся к кризисе из-за политики российских маркетплейсов
Обновлено в 23:05
Швейные производства в Иваново обвинили маркетплейсы в глубоком кризисе в отрасли. Они сокращают штаты, урезают рабочие часы и изо всех сил пытаются экономить. По мнению участников рынка, все дело в неконкуретных условиях маркетплейсов -- в частности, более выгодных комиссиях и условиях по логистике для зарубежных производителей.
По итогам этого повышения ивановские предприниматели выпустили открытое обращение к руководству Вайлдберриз. "Вы говорите о честной игре — но внутри WB ни честности, ни конкуренции нет" -- говорится в тексте. Продолжает депутат городской думы Иваново, основатель бренда "Стильно и точка" и консалтинговой компании Creative Wave Дмитрий Стаценко, который был одним из инициаторов этого обращения:
— Мы не понимаем политику Вайлдберриз, потому что я резидент страны, где я начинал бизнес, и я думаю, что приоритетность была развить в это тяжелое время налоговой нагрузки именно российский легпром. Итог у нас получается, что развиваются другие страны СНГ, Китай. Нам нужна маркировка, нам нужно налоги платить дополнительные. И в итоге покупают то, что дешевле, потому что у людей тоже кризис, и мы вообще не конкурентные на площадке. Я вам скажу, что сейчас уже закрыто 300 производств. Кто-то будет биться, выживать, у кого своя аренда, кто-то просто говорит: «ребята, я в Кыргызстан поеду». Кто-то в Китае откроет. Даже уже есть в интернете куча объявлений на русском языке: «Открываем ВНЖ в Китае. Преференции Озон Глобал, ВБ Китай».
— Какие вы видите способы решения этой проблемы?
— Первый способ, чтобы Озон и ВБ сделали логистику, как для стран СНГ. А это делается отменой индекса локализации, так же, как и у других стран. И второй момент — это понижение комиссии, и делается для российских сейлеров комиссия меньше, чем для стран СНГ.
29 января в Госдуме пройдут парламентские слушания, посвященные развитию легкой промышленности. По словам Дмитрия Стаценко, ивановские предприниматели тоже туда приглашены. Причем совместно с коллегами из Новосибирска, которые столкнулись с теми же проблемами.
Юлия — индивидуальный предприниматель из Иваново. Она занимается пошивом одежды из трикотажа. Если ситуация никак не изменится, в следующем году с Озона ее бизнесу придется уйти. Хотя в прошлом году она вошла в топ-1 продавцов:
«Про свободную конкуренцию у нас сейчас вообще речи не идет, они дают индивидуальные условия, они дают сниженные комиссии другим странам, у них рост только за счет того, что они дали много индивидуальных условий тем селлерам, которые уходят от белых налогов. Это селлеры, которые сидят в льготных регионах, которые тащат китайский товар и здесь его маркируют под видом, что это российское производство, они из налогов платят 1%. А мы, отечественный производитель, мы платим НДС, мы, естественно, платим все налоги, у нас люди на белых зарплатах, и понятно, что настолько разная налоговая нагрузка, что мы никак не можем сделать себестоимость товара такую же, как селлер, который везде все тащит вчерную. Они намного больше могут продавать товар на Wildberries, и Wildberries, видя, что они торгуют много, но с маленькой маржой, дают им индивидуальные условия, потому что для площадки интересны обороты».
Индивидуальный предприниматель по пошиву трикотажной одежды из Иваново Светлана Мальцева подтверждает -- политика маркетплейсов нанесла сокрушительный удар по местным производствам. Им приходится адаптироваться любыми средствами:
Светлана МальцеваИндивидуальный предприниматель из Иваново«В два раза по сравнению с предыдущим годом обороты ухудшились. Поэтому нам приходится задуматься об оптимизации: это сокращение рабочего дня, сокращение количества пошива, соответственно — сокращение работников. Мы сокращаем сейчас рабочий день. Если раньше у нас было работы очень много, то теперь все дозировано. Уволила из 100 человек 15 пока».
Представитель Wildberries & Russ Дмитрий Борщевский парирует -- российские и зарубежные продавцы изначально находятся в разных условиях:
Дмитрий БорщевскийПредставитель Wildberries & Russ«Например, продавцы, которые торгуют из-за рубежа, сталкиваются с рядом дополнительных барьеров: это и более длительные сроки доставки, и таможенной процедуры, и пошлины по отдельным товарам, также сниженная видимость товара в каталоге по сравнению с локальными предложениями. Именно в этой связи отдельный показатель комиссии не может рассматриваться как самостоятельный и исчерпывающий индикатор условий работы зарубежных продавцов на платформе. В помощь конкретно отечественным производителям и продавцам маркетплейс постоянно разрабатывает дополнительные специальные программы. Например, в прошлом году компания Wildberries&Russ и агентство стратегических инициатив запустили масштабный проект «Платформа роста». Он направлен на рост продаж и узнаваемости именно российских брендов с собственным производством. За год к проекту присоединилось более 1000 региональных брендов, при этом участники из Ивановской области демонстрируют как раз одни из самых высоких результатов в рамках работы проекта».
Участники рынка, с которыми Бизнес ФМ удалось поговорить, подчеркивают — раньше маркетплейсы предлагали выгодные условия и российским производителям. А потом монополизировали рынок, и комиссионные тарифы стали кратно расти. Сейчас для китайских продавцов комиссии на одежду не поднимаются выше 15%, в то время как от российских предпринимателей могут требовать и 40%, и больше.