Вернуть Россию на европейский газовый рынок может кризис в США
Сравнительно небольшой по продолжительности ценовой газовый кризис в США показал, насколько хрупкий баланс установлен на мировом рынке голубого топлива. Резкое изменение погоды, неожиданный рост потребления, авария или геополитические риски могут привести к настоящему шторму, когда котировки подскакивают даже не на десятки процентов, а в разы, и ресурса, которого вроде как было с избытком, начинает не хватать даже для самых состоятельных покупателей.
Стоимость газа на Henry Hub (главная точка торговли газом в США) за две последние недели января выросла более чем в два раза - со 110 долл. до 250 долл. за тысячу кубометров. Сейчас котировки опять просели до 130 долл. Для США это цена выше среднего, если не вспоминать ценовое ралли 2022 года, когда котировки доходили до 330 долл. Но в тот год лихорадило весь газовый рынок, как известно, в Европе газ в моменте стоил выше 3000 долл. за тысячу кубометров.
На резкий взлет цен на газ в США нам можно было бы не обратить внимание, если бы не три факта, ставших прямым следствием дефицита голубого топлива в Америке. Первый, заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) в США отменили более десяти отгрузок товара для экспортных поставок, в основном в Европу. Второй, в январе Европа скупила все партии СПГ с российского завода "Ямал СПГ". Третье, из-за проблем в США цены на газ в Европе в январе подскочили с 300 долл. до 510 долл. за тысячу кубометров.
Когда в ЕС, еще до 2022 года, декларировалась борьба за снижение зависимости от российских энергоресурсов, едва ли речь шла о попадании в аналогичную зависимость от ресурсов из США. Причем, в отличие от американского газа, наш поставлялся в запрошенных покупателями объемах. Поставки из США осуществляют трейдеры, как правило, европейские, китайские и ближневосточные компании. Они тоже часто связаны контрактами, но привезти товар, которого нет на рынке, они, естественно, не могут. В этот раз его удалось взять на "Ямал СПГ", но, напомним, с 25 апреля этого года такие поставки в ЕС из России станут невозможны. Заработает запрет ЕС на приобретение российского СПГ по краткосрочным контрактам.
Импортировать дополнительные объемы СПГ, наверное, можно будет у Катара или Австралии, перекупив их для ЕС у покупателей в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), но это явно будет очень дорого. Кроме того, Катару европейский рынок, зарегулированный различными экологическими нормами, малоинтересен. Рядом находятся Индия, Китай и куда более сговорчивые покупатели.
Из-за зимнего шторма газ в США в моменте подорожал в десять раз, став дороже, чем в Европе
К тому же продолжающаяся напряженность вокруг Ирана постоянно напоминает о риске закрытия Ормузского пролива, через который идет весь экспорт СПГ из Катара и ОАЭ. Хотя бы частичное закрытие пролива сравнимо будет по последствиям с подрывом "Северных потоков". По крайней мере, пока маршрут будет перекрыт.
А если еще вспомнить, что минэнерго США ожидает в 2027 году превышение спроса на газ в стране над предложением, то будущее импортеров американского СПГ, а главный его покупатель - ЕС, становится совсем не таким радужным, как казалось раньше. Да, в мире происходит наращивание мощностей по производству СПГ, и больше всего их вводится в США. Но для задействования этих мощностей нужен газ, из пустоты СПГ не сделаешь. Как говорится, колбасы на всех не хватит. В итоге у ЕС остается только Россия, от газа которой европейцы хотят отказаться. План отказа уже утвержден, но при неблагоприятном стечении обстоятельств он просто станет невыполним.
Как заметил в беседе с "РГ" замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, суточные котировки на Henry Hub в США из-за непогоды взлетели 23 января до исторического максимума - около 1100 долл. за тысячу кубометров. Это в 2-2,5 раза дороже, чем цены на газ на европейских хабах в этот день. Понятно, что это краткосрочный эффект от снежного шторма, но в целом тенденция к росту цены на газ в США просматривается. В прошлом году средние котировки на Henry Hub выросли на 60% к уровню 2024 года, что означает минимальную себестоимость на выходе с заводов в Мексиканском заливе на уровне 250 долл. за тысячу кубометров. В Европе средняя цена была выше 400 долл., обеспечивая достаточную премию и даже сверхприбыль поставщикам американского СПГ, но, например, в декабре прошлого года разница в цене уже с трудом покрывала расходы. Фактически партии СПГ, которые приходили из США на европейские терминалы, в лучшем случае не приносили прибыли.
По оценке аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, чтобы окупить сжижение и доставку газа из США в ЕС, требуется премия хотя бы 80-125 долл. за тысячу кубометров. Но значительная часть контрактов по экспорту американского СПГ в ЕС имеет привязку к внутренним ценам в США, подчеркивает эксперт.
Эффект для мирового газового рынка от закрытия Ормузского пролива будет сравним с ситуацией в Европе после подрыва "Северных потоков"
То есть чем больше будут выравниваться цены на газ в США и Европе, тем менее будет выгоден экспорт в ЕС американского СПГ. Если в США только появится намек на недостаток газа для внутреннего рынка, помимо роста цен снижаться будет именно производство СПГ на экспорт, который сейчас ориентирован главным образом на Европу.
По мнению Гривача, учитывая ожидаемый дальнейший рост предложения СПГ на рынке и в случае отсутствия больших геополитических потрясений, тенденция сближения цен на газ в Европе и США укрепится. Цены на экспортных рынках будут под давлением из-за роста предложения, а цена в США, наоборот, на фоне дополнительного спроса будет двигаться вверх, загоняя поставщиков в финансовые ножницы.
По словам директора по исследованиям консалтинговой компании "Имплемента" Марии Беловой, от импорта газа зависят как страны Европы, так и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Но положение ЕС сильно уязвимее. На американский СПГ в ЕС приходится 27% импорта. А возможности поставок из других источников ограничены после отказа от российского газа. Для ЕС ключевые альтернативные поставщики - Норвегия, Азербайджан, Алжир и Катар. Оперативно нарастить экспорт в ЕС может только Катар, который не так давно публично выразил недовольство проводимой ЕС политикой в сфере углеродного регулирования и пригрозил поиском других рынков сбыта для своего СПГ.
Впрочем, не стоит бежать впереди паровоза. Пока события в США лишь показали ненадежность ставки Европы на американский СПГ. Для каких-то серьезных изменений нужен полноценный и долгий кризис. Вот тогда в ЕС всерьез может зайти разговор об ошибочности отказа от газа из России.