Глава ФНЭБ Симонов спрогнозировал рост нефтегазовых доходов РФ в феврале и марте
Нефтегазовые доходы бюджета упали до минимума с июля 2020 года. В этом январе (выплаты идут за декабрь) в казну из отрасли поступило 393,3 млрд рублей. Такие данные опубликовал Минфин.
В июле 2020 года было собрано 341 млрд нефтегазовых рублей. Но, напомним, тогда произошел обвал мировых цен на нефть (до 23 долл. за баррель) из-за развала первой сделки ОПЕК+ и пандемии COVID-19, а налоги для нефтяников в России с того момента сильно выросли.
По сравнению с январем прошлого года нефтегазовые доходы упали в два раза. Самое серьезное снижение показал нефтяной сегмент отрасли, оставшись при этом главным источником нефтегазовых доходов (доля 71%). Поступления из нефтянки по основному отраслевому налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) сократились в этом январе год к году более чем в два раза.
Причины известны: низкие мировые котировки барреля, санкции, из-за которых выросли дисконты на российские сорта нефти, и крепкий рубль. НДПИ платится с объемов добычи нефти и ее экспортной цены в долларах, которая пересчитывается по курсу в рублях. Цена в долларах упала, а рубль укрепился - доходы меньше.
Ситуация может измениться к лучшему в феврале, когда будут производиться выплаты за январь. Дело в том, что действия США против Ирана и Венесуэлы привели к росту мировых котировок барреля.
Если в декабре цена нефти Brent колебалась в районе 60 долл. за баррель, периодически опускаясь даже ниже этого уровня, то в январе котировки держались у отметки 65 долл., а к концу месяца поднялись уже к 70 долл. за баррель. В минус российской нефти работает выросший из-за санкций США дисконт на нее, но основной его рост пришелся на декабрь. По данным Минэкономразвития, в январе цена основного экспортного сорта российской нефти Urals (доля 75% при расчете налогов) составила 40,95 долл. за баррель, за декабрь она была 39,18 долл.
Вместе с мировыми котировками выросла и цена нефти из России
Еще один негативный фактор - мировые СМИ пестрят сообщениями о том, что Индия под давлением США отказывается от нашей нефти, а именно эта страна была ее главным импортером морским путем. Но, во-первых, как уже было сказано, налоги платятся с добычи нефти, а не с экспорта. Если поставки за границу будут падать и из-за этого снизится добыча нефти в России, то в налоговых поступлениях это отразится не раньше марта. А во-вторых, Индия едва ли полностью прекратит закупки российской нефти. Это слишком невыгодно для нее экономически. Снижение на время объемов импорта возможно, оно уже произошло, но рынок хорошо умеет адаптироваться к геополитическим факторам.
Кроме того, самим США не нужен полный отказ Индии от российской нефти. Для искомого Дональдом Трампом процветания Америки нужно, чтобы закупки продолжались, просто не в таких количествах, как в 2024 и 2025 годах (до 2 млн баррелей в сутки). Учитывая ожидаемый профицит предложения нефти на мировом рынке и нужные США для внутреннего топливного рынка и сланцевой добычи котировки барреля (Brent по 55-60 долл.), Трампа устроит, если Индия продолжит покупать у нас около 1 млн баррелей в сутки или чуть меньше. Нефтяные цены останутся под легким давлением, Россия не получит нефтяных сверхдоходов, стоимость топлива на американских АЗС заставит граждан США славить Трампа. Но вернемся к доходам бюджета.
Как заметил в беседе с "РГ" глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, скорее всего, в феврале и особенно в марте у нас будет рост нефтегазовых сборов. Это связано прежде всего с адаптацией к санкциям и ростом нефтяных цен. Сейчас много шума вокруг Индии, но компании из этой страны уже и так получили свои максимальные скидки. Больше выбить им не удастся, а конкуренты дать цены ниже просто не смогут.
Более сдержан в оценках перспектив руководитель департамента по работе с клиентами компании AMCH Даниил Тюнь. Рост нефтегазовых доходов в феврале возможен, но существенного увеличения не будет, считает он. Причины сдерживания роста эксперт видит в увеличившихся дисконтах и крепком рубле. По его мнению, нефтегазовые доходы в феврале останутся низкими и близкими к январским, а в годовом сравнении сохранят уровень падения в два раза. В дальнейшем к уже названным рискам для бюджета добавится потенциальное снижение добычи, считает Тюнь.
Эксперт по энергетике Кирилл Родионов ожидает основного снижения нефтегазовых доходов бюджета по итогам марта этого года (выплачиваются в апреле). Они достигнут многолетнего квартального минимума как из-за увеличения дисконтов, так и из-за стабилизации мировых цен на нефть на сравнительно низких уровнях, предполагает он.
Стоит уточнить, что в марте и апреле будут производиться квартальные выплаты по второму по значимости в нефтяной отрасли налогу на дополнительный доход (НДД) за четвертый квартал 2025 года и первый квартал этого года соответственно. В октябре прошлого года он принес в казну 327,8 млрд рублей. Поэтому в денежном выражении нефтегазовые доходы бюджета в марте и апреле будут, скорее всего, значительно выше, чем в январе. Другое дело, что план Минфина на эти месяцы также учитывает выплаты по НДД, поэтому дело будет не в том, сколько придет денег, а в том, какой будет недостача.