Конференция противоречий: европейцы хотят дать бой представителям Трампа в Мюнхене
На Мюнхенской конференции по безопасности, где соберутся представители всех государств — участников НАТО, страны Европы попытаются пристыдить Вашингтон, что он их «подводит», отказываясь жестко давить на Москву. Одновременно тональность заявлений руководства МИД России в отношении договоренностей по Украине становится все более жесткой. На это, отвечая на вопросы «Парламентской газеты», обратил внимание первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, который подвел политические итоги недели.
Спокойный Рубио вместо задиристого Вэнса
- Владимир Михайлович, 13-15 февраля пройдет Мюнхенская конференция по безопасности. Что можно от нее ожидать, учитывая сложности между странами — участницами НАТО и милитаристские заявления некоторых евроруководителей?
- Мне представляется, что эта конференция не будет проходной, — считаю, что европейцы захотят дать бой Трампу. Пристыдить его, что он их подвел. Все громогласные угрозы в адрес России европейцы делают с расчетом на то, что за ними стоят американцы. А в Вашингтоне сегодня не горят желанием прикрывать Европу, и европейцы постараются поставить это американцам на вид. Есть и яркий повод для таких настроений — притязания Трампа на Гренландию, а также на Канаду, Мексику, Венесуэлу… Все прекрасно понимают, что Трамп хочет подмять под себя мировой рынок энергоресурсов, и европейская безопасность в таком случае находится под угрозой.
Мюнхенская конференция 2026 года, на мой взгляд, — это конференция противоречий. И более или менее понятно, почему туда из США отправили на этот раз более мягкого по отношению к Европе Рубио, а не Джей Ди Вэнса, который в прошлый раз раскритиковал европейских руководителей. Пыл «евроскептицизма» Трампа странам ЕС удалось немного остудить — глава Белого дома как бы успокоился и отошел в сторону. Поэтому в Мюнхен поехал спокойный Рубио, а не задиристый Вэнс.
Тест Орбана
- В госдепе США намерены вести переговоры с Венгрией и Словакией об отказе от российских энергоносителей. Госсекретарь Марко Рубио 13 февраля заявил, что обсудит этот вопрос в ходе визита в Мюнхен. Как думаете, Вашингтон на пару с Брюсселем сумеет продавить Будапешт и Братиславу, чтобы те отказались от нефти и газа из России?
- Ключевой, как мне представляется, в данной ситуации будет позиция Венгрии. Здесь надо учитывать, что там уже в апреле пройдут парламентские выборы, по итогам которых решится судьба венгерского премьера Виктора Орбана. И в Брюсселе очень рассчитывают, что партия Орбана, который последовательно оппонирует политике ЕС и критикует его руководство, проиграет. И так действительно может произойти — нынешний премьер уже шестнадцать лет находится у власти, и даже поддержки Трампа, с которым Орбан дружит, может оказаться недостаточно. Тогда уже неуступчивого венгерского политика не надо будет уговаривать отказаться от российских энергоресурсов.
Есть, конечно, другой вариант, согласно которому после переговоров с Рубио Орбана и Фицо все-таки вынудят публично отказаться от наших нефти и газа. Однако лидеры Венгрии и Словакии уже заявили, что готовы заключить двусторонние соглашения с Россией по энергопоставкам в обход санкций. Это, безусловно, станет демонстративным игнорированием требований ЕС. Но покупать дорогущие нефть и газ из США они тоже не могут — для обеих стран это грозит обернуться жесткими экономическими проблемами. Поэтому по данному вопросу у Вашингтона и Брюсселя могут возникнуть большие проблемы с Будапештом и Братиславой.
- Как считаете, чем история с нефтегазовым продавливанием Венгрии и Словакии может завершиться для Евросоюза?
- Над Брюсселем сегодня, на мой взгляд, все-таки довлеет страх, что в Вашингтоне будут ими недовольны. Именно поэтому они постоянно продвигают идею отказаться от российских энергоносителей полностью. Хотя всем в Европе понятно, что без наших нефти и газа там долго не протянут. А в Белом доме хотят, чтобы США стали главными мировыми начальниками в сфере нефтегазовых поставок, чтобы в Вашингтоне определяли, где странам покупать энергоресурсы и по какой цене. И перекрытие российского газа и нефти для Европы — шаг именно в таком направлении. Но, на мой взгляд, на практике это неосуществимо.
- Чем грозит России отказ Венгрии и Словакии от нашего газа и нефти?
- Ударом по нашей экономике это, считаю, не станет. Тем более что, если такой отказ состоится, то он, уверен, будет непродолжительным — мы видим, что в Европе все чаще заводят речь о возобновлении неких «технических» контактов с Россией, а текущая зима заставит их о многом задуматься. Нефтегазовые запасы-то рано или поздно закончатся, а американцы на помощь не придут.
Важно и то, что освободившиеся энергоресурсы мы можем прекрасно использовать для газификации внутри России — это даст импульс к развитию внутреннего рынка, который будет приносить серьезные налоговые доходы в госказну. Так что здесь вижу для нас не урон, а, наоборот, новые возможности для развития нашей страны.
Россия намерена выиграть и войну, и мир
- На этой неделе глава МИД России Сергей Лавров выступил в Госдуме, где сделал сразу несколько громких заявлений. Каков, на ваш взгляд, главный итог его выступления?
- Внешней политикой в России руководит наш президент, а МИД — это инструмент главы государства для ее осуществления. И то, что тональность заявлений Сергея Лаврова стала крайне жесткой и в этом смысле отличается от его же высказываний полугодичной или годичной давности, дает определенный сигнал. В частности, руководство России дает понять Западу, и в частности американцам: мы больше не верим вам, и если вы в ближайшее время не измените ситуацию вокруг Украины, мы больше не будем вспоминать то, о чем говорилось в Анкоридже.
В целом мы видим, что позиция высшего руководства МИД России сегодня ужесточилась — никаких миролюбивых ноток уже нет. Есть понимание, что нас на Западе опять пытаются, говоря по-простому, обдурить. Есть довольно известное выражение о нас: Россия выигрывает войну, но проигрывает мир. Вот такой ситуации больше не будет — это главное впечатление от выступления министра иностранных дел России.
Куба снова в прицеле
- Еще в конце января президент США Дональд Трамп объявил режим чрезвычайного положения из-за угрозы национальной безопасности со стороны Кубы. После он похитил президента Венесуэлы — страны, которая поставляла нефть на Остров свободы. По итогу, кубинцы сегодня испытывают жестокий топливный дефицит. Как считаете, стоит ли ожидать, что Вашингтон пойдет против кубинских властей так же, как он это сделал в Венесуэле?
- Понятно, что никакой угрозы Штатам такое маленькое государство, как десятимиллионная Куба, не представляет. И если Трамп все-таки решится на спецоперацию против Кубы, то бомбежками обойтись не удастся. Это страна со сложным рельефом, с резкими антиамериканскими настроениями, и для госпереворота там Америке потребуется полномасштабная войсковая операция. Причем кубинцы, которым терять-то нечего, будут биться до конца. Поэтому для американцев эта затея может стать даже большей катастрофой, чем война во Вьетнаме. Куба-то от США совсем рядом находится, и у Гаваны, полагаю, есть вооружения, способные наносить удары на 20-30 километров.
Что касается устроенной Вашингтоном нефтяной блокады, то в России уже заявили, что планируют направить на Кубу нефть, нефтепродукты в качестве масштабной гуманитарной помощи в условиях энергетического кризиса (предыдущая масштабная поставка нефти из России на Кубу была осуществлена в феврале 2025 года в объеме сто тысяч тонн. — Прим. ред.).
Американцы, конечно, могут попытаться блокировать проход наших танкеров, но, если их будут сопровождать военные суда, причем не только России, но и, скажем, коммунистического Китая, для которого Куба является важным дружественным государством, они на рожон не полезут. В США понимают: это будет серьезнейший конфликт, который ко всему прочему будет разгораться не где-то за океаном, а непосредственно у их берегов. И ракеты в сторону Америки могут полететь по самым разным целям и с самыми непредсказуемыми последствиями.
Кроме того, Трампа «жмет» ситуация внутри Америки, а вооруженный конфликт на Кубе во внутриполитической борьбе сыграет против него.