Как вернуть деньги при ошибках и сбоях в финансовых операциях
Онлайн-банкинг в России — один из наиболее развитых в мире. Только по системе быстрых платежей россияне совершают 28 млн переводов в сутки. При таком частом использовании могут возникать непредвиденные ситуации: перевёл не тому человеку, получил деньги от незнакомца, попался на удочку мошенников или столкнулся с техническим сбоем. В этой статье рассмотрим, как и почему совершаются ошибочные денежные переводы и как вернуть свои деньги.
При ошибочном переводе
Что делать, если перевёл не тому человеку
Самый распространённый случай: если вы указали не тот номер телефона или карты и деньги ушли другому человеку. В этом случае обратитесь в банк на горячую линию. Например, для клиентов Сбербанка это номер 900, для ВТБ — 8 (800) 100-24-24, для Альфа-Банка — 8 800 200-00-00. Если перевод совершался по номеру карты и деньги ещё не были отправлены получателю, то банк может отменить операцию. В разговоре с оператором подтвердите свою личность и объясните, почему хотите отменить перевод.
Если деньги уже отправлены получателю, банк не сможет вернуть их, поскольку закон запрещает ему списывать деньги со счёта без согласия клиента. В случае перевода по номеру телефона свяжитесь самостоятельно с получателем и попросите его вернуть деньги. В других случаях подайте письменное заявление в банк адресата и приложите к нему квитанцию о переводе. После этого кредитная организация свяжется со своим клиентом и запросит возврат.
Банк не может требовать деньги у клиента. Если клиент откажется возвращать деньги, то вернуть их можно через суд. В соответствии со статьей 1102 ГК РФ гражданин обязан вернуть деньги, полученные без каких-либо оснований.
Подавать исковое заявление нужно к человеку, получившему ошибочный перевод. Но, поскольку банк не обязан раскрывать его данные без требования полиции или суда, сначала подайте иск к банку получателя (его можно посмотреть в квитанции перевода). К документу приложите заявление об истребовании судом сведений о лице, получившем денежные средства. Банк обязан предоставить информацию по судебному запросу.
Когда данные получателя станут известны суду, направьте письменное ходатайство о замене ответчика. Суд признает банк ненадлежащим ответчиком и поменяет его на получателя перевода.
При подаче иска необходимо заплатить госпошлину, которая составит:
- При сумме иска до 100 000 рублей — 4000 рублей.
- от 100 001 рубля до 300 000 рублей — 4000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 100 000 рублей.
- от 300 001 рубля до 500 000 рублей — 10 000 рублей плюс 2,5% суммы, превышающей 300 000 рублей.
Далее дождитесь решения суда. Если оно будет в вашу пользу, вы получите возврат. Главное — доказать суду, что перевод был совершён по ошибке.
Судебные тяжбы зачастую характеризуются длительностью и дороговизной. Госпошлина — не единственная статья расходов, к которой необходимо быть готовым при обращении в суд, так как наверняка будут дополнительные издержки, связанные с оплатой услуг юриста, почтовые и нотариальные расходы и всевозможные экспертизы.
Мария Яковлевадиректор Юридической группы «Яковлев и Партнеры»
Что делать, если перевёл мошенникам
По данным ЦБ, в 2023 году количество мошеннических операций увеличилось по сравнению с 2022 годом на 11,48%, до 1,16 млн. Причём количество таких операций с использованием платёжных карт было самым высоким среди остальных типов операций — 984,77 тыс. операций.
В 2023 году банки вернули клиентам 8,7% (почти 1,38 млрд рублей) всего объёма операций по переводу (15,8 млрд рублей), совершённых без согласия клиентов. В 2022 году это число составило почти в два раза меньше — 4,4%, или 618,4 млн рублей.
В случае перевода денег мошенникам, как и при ошибочном переводе не тому человеку, обратитесь с заявлением в банк. Он должен провести служебное расследование и удостовериться, что вы не нарушали правила безопасности. Если банк выяснит, что деньги у вас не украли, а вы сами перевели их мошенникам, он вправе отказать вам в возврате средств.
С 25 июля 2024 года в силу вступил закон № 369-ФЗ, который обязывает банк вернуть деньги, если он:
- не проверил реквизиты получателя перевода на предмет участия в мошеннических схемах;
- совершил перевод получателю, связанному с мошенничеством, без приостановки подозрительной операции на два дня;
- не уведомил клиента о том, что операция может проводиться без его добровольного согласия;
- сделал перевод после того, как клиент сообщил об утере карты или утечке данных.
Если же банк отказывается вернуть деньги, обратитесь в полицию с заявлением по факту мошенничества. К документу приложите доказательства мошеннических действий: скриншоты переписки, копии документов по переводу и другие данные, связанные с операцией.
Что делать, если получил деньги от незнакомца
Если вы получили СМС-уведомление от банка, что на ваш счёт зачислены денежные средства, которых вы не ждали, в первую очередь зайдите в приложение и проверьте баланс. Мошенники могут подделывать СМС, чтобы потом запросить «ошибочный» перевод назад. Если пополнения не было, то можно ничего не предпринимать.
При поступлении «нежданных» денег обратитесь в банк за выпиской, чтобы понять, от кого они пришли. Если вы знаете этого человека, его контакты и реквизиты, то свяжитесь с ним для выяснения причины отправления и возврата денежных средств. В отсутствие нужной информации позвоните на горячую линию банка и следуйте инструкции от оператора.
При сбое в банкомате
Что делать, если банкомат забрал деньги, но не зачислил на карту
Если вы положили деньги в купюроприёмник, банкомат их забрал, но на экране возникла ошибка, нужно сделать следующее:
- Подождите несколько минут. Связь с банком может возобновиться, и банкомат зачислит средства.
- Сфотографируйте экран банкомата с ошибкой.
- Позвоните в банк по указанному на банкомате номеру и подробно опишите ситуацию.
- Сохраните чек, выданный банкоматом.
- Запишите номер устройства и точное время операции.
Следуйте инструкции от сотрудника банка. Обычно нужно посетить отделение банка, выдавшего карту, и подать заявление о спорной операции. К заявлению приложить копию чека (если он был выдан), фотографии экрана банкомата и потребовать возврата средств на ваш счёт.
Банк проведёт проверку и свяжется с вами для уточнения деталей. После этого задержанные банкоматом денежные средства зачислят на ваш счёт.
Что делать, если банкомат списал деньги, но не выдал наличные
Если банкомат списал деньги, но наличные не выдал, ваши действия:
- Подождите несколько минут, возможно, возникла техническая ошибка или пропала связь с сетью.
- Проверьте отсек выдачи банкнот. Возможно, деньги просто застряли.
- Позвоните в свой банк и опишите проблему. Оператору сообщите номер банкомата и данные вашей карты.
Как и в предыдущем случае, подайте заявление о спорной операции в банк, выдавший карту. В нем укажите: дату, время, сумму, номер банкомата, а также отметьте, что вы уже уведомили оператора банка по телефону. Если банкомат выдал чек, приложите его копию.
Банк проведёт проверку и, если установит, что возникла техническая ошибка, вернёт деньги на счёт.
Как избежать ошибок
Чтобы не оказаться в вышеописанных ситуациях, соблюдайте следующие правила:
- Несколько раз проверяйте данные получателя при отправке денег онлайн.
- Не переводите деньги, если вас об этом просят незнакомые люди по телефону или в интернете (даже если они представляются сотрудниками государственных органов или банка).
- Если возник сбой при переводе, сразу обращайтесь в банк.
- Сохраняйте чеки, квитанции и другие документы при переводах. Они могут понадобиться в случае форс-мажора.
- При использовании банкомата сразу проверяйте зачисление денег на счёт и пересчитывайте на месте сумму выданных наличных.
Коротко
Если вы перевели деньги не тому человеку, свяжитесь с ним или обратитесь в банк. Если человек отказывается возвращать деньги, обращайтесь в суд.
Если вы перевели деньги мошенникам, обратитесь в банк, а затем в полицию.
Если вы получили деньги от незнакомца, проверьте, действительно ли они были зачислены на ваш счёт. Если да, то попросите банк вернуть деньги отправителю.
Если у вас возникли проблемы с банкоматом, обращайтесь на горячую линию, номер которой указан на банкомате.