Музыка льется потоком

Nielsen назвала 2017 год годом музыкального стриминга Исследовательская компания Nielsen сообщила, что в первой половине года количество аудиопотоков on-demand только в одних США составило 184 млрд, что на 62% больше, чем за тот же период прошлого года. По другую сторону океана, в Великобритании, потоковое аудио развивается столь же стремительными темпами, показав рост на 53% за полгода, а Еврокомиссия уже принимает меры по упрощению пользования такими сервисами в разных странах—членах ЕС. Как айсберг в океане «Первая половина 2017 года показала невероятные результаты для музыкальной индустрии, Стремительное распространение стриминговых платформ среди потребителей привела к распространению музыки в масштабах, которые мы прежде не видели». Так Дейв Бакула, старший вице-президент по анализу музыкального рынка Nielsen охарактеризовал данные полугодового доклада компании о состоянии рынка в США. По данным Nielsen, в США недельный объем прослушиваний в потоковом режиме достиг отметки 7 млрд в марте этого года, а к середине этого года составлял уже 7,5 млрд. По мере стремительного роста использования потокового аудио другие формы потребления музыки в записи сдают свои позиции — по итогам первой половины года продажи цифровых альбомов составили 35,1 млн, что на 19,9% меньше, чем за тот же период прошлого года. Цифровые продажи отдельных треков составили 307,1 млн штук, что на 24% меньше, чем годом ранее. Традиционное уже падение зафиксировано в сегменте физических продаж музыки — за первую половину года в США было продано 46,9 млн альбомов, что на 17% меньше, чем годом ранее. Растущая популярность аудиопотоковых сервисов выгодна и исполнителям — по данным Forbes, общая выручка музыкантов из рейтинга Forbes Celebrity 100 от стриминга их произведений в этом году удвоилась — со $177 млн в прошлом году до $387 млн в этом. Рэп — это вал Рекорд этого года по аудиостримам в США поставил выпущенный 18 марта альбом More Life канадского рэпера Дрейка. К концу июня количество прослушиваний альбома в потоковом режиме составило 385 млн. Предыдущий рекорд для США был поставлен альбомом того же Дрейка, Views, вышедшего в апреле 2016 года,— 245 млн прослушиваний в потоковом режиме. Популярность рэп-исполнителя примечательна еще и потому, что впервые за время наблюдения музыкального рынка компанией Nielsen, стиль R&B/хип-хоп в США обогнал по популярности традиционного лидера — рок-музыку. Общая доля продаж и прослушаний композиций в стиле R&B/хип-хоп (потоковое, скачивание, физические альбомы) от всей музыки составила 25,1%, музыки в стиле рок — 23%. На третьем месте с большим отставанием идет поп-музыка — 13,4%. В десятке самых популярных жанров также есть кантри-музыка — 8%, латиноамериканская музыка — 5,7%, электронная/танцевальная — 4%, христианская/госпел — 2,5%, музыка для детей — 1,4%, джаз — 1%, классика — 1%. До британских морей Стремительный рост популярности музыкального стриминга характерен не только для США. По данным Британской ассоциации звукозаписывающей индустрии (BPI), в первой половине количество прослушиваний альбомов в потоковом режиме выросло на 53% по сравнению с тем же периодом прошлого года — 31,8 млрд. Такая ситуация стала продолжением прошлогодней тенденции, когда по итогам всего 2016 года количество потоковых прослушиваний альбомов увеличилось на 67,5% к 2015 году. Так же, как и в США, сокращаются объемы цифровой продажи альбомов — в Великобритании по итогам первой половины года снижение составило 24,1%, а снижение цифровой продажи отдельных треков составило 23,5%. Однако ситуация с физическими продажами музыки несколько отличается от американской: продажи CD сократились на 6,4%, но продажи альбомов на виниле выросли на 32,2%, а продажи синглов на виниле выросли на 60,2% — что лишний раз подтверждает тенденцию возрождения интереса потребителей к винилу. Растущая популярность потоковых сервисов не ускользнула от внимания европейских регуляторов, которые уже пытаются упростить и усовершенствовать работу этого рынка в ЕС. Еще в феврале этого года Еврокомиссия приняла новые правила, которые позволят европейцам пользоваться своими цифровыми подписками на музыку, видео, игры и другой контент даже при нахождении в другой стране ЕС. В рамках общей стратегии единого цифрового рынка, которая уже привела к отмене мобильного роуминга между странами ЕС, такие компании, как Spotify или Netflix, разработают для ЕС технические решения, которые будут верифицировать, в какой именно стране ЕС находится европейский пользователь таких сервисов. Даже если пользователь, являющийся гражданином какой-либо страны ЕС, находится в другой стране ЕС, у него будет возможность продолжать пользоваться своей подпиской. Вице-президент Еврокомиссии Андрус Ансип, отвечающий за стратегию единого цифрового рынка, отметил, что «это соглашение даст европейцам вполне конкретные преимущества. Те, кто уже подписался на просмотр или прослушивание видео или аудио в своей стране проживания, смогут наслаждаться ими и при путешествии по другим странам ЕС. Это очень важный шаг в преодолении барьеров в рамках нашей стратегии по единому цифровому рынку». Евгений Хвостик