Топливный рынок России исчерпал возможности для роста цен до конца года

С 23 августа по 19 сентября среднесуточная отгрузка автомобильного бензина на внутренний рынок сократилась на 6,7 процента по сравнению с предыдущими четырьмя неделями, а выработка бензина на НПЗ в сентябре снизилась на 5,8 процента, следует из данных Центрального диспетчерского управления ТЭК. По данным на 25 сентября, товарные остатки бензина составляли 1,703 миллиона тонн, дизеля - 2,086 миллиона тонн. "Нефтяные компании увеличили отгрузки автобензина в Казахстан, который ранее столкнулся с нехваткой товара. Тем не менее на российском рынке пока нет признаков дисбаланса спроса и предложения, способного поддержать устойчивый рост биржевых цен на бензины, - говорится в обзоре агентства "Аналитика товарных рынков". - Видно, что на рынке бензина регуляторы приложили немало усилий, чтобы обеспечить достаточное предложение товара на бирже в сентябре, несмотря на ремонты на НПЗ и высокий экспортный паритет. И эта работа принесла хорошие результаты". В минувшие выходные на плановый ремонт ушел Саратовский НПЗ, который уже с 20 сентября прекратил биржевые продажи топлива. География отгрузок завода включает 30 регионов России, однако львиная доля - 95 процентов - приходится на несколько направлений. По подсчетам ведущего аналитика компании "Алгоритм Топливный Интегратор" Виктора Костюкова, чуть менее трети бензина с НПЗ поступает в Краснодарский край, еще около четверти - в Ростовскую область. По дизелю география иная: 30 процентов - Чечня, чуть менее четверти - Свердловская область. "В структуре поставок бензина в Крым Саратовский НПЗ занимает третье место с долей 14 процентов после Самарской и Уфимской групп НПЗ, а по дизельному топливу на втором месте после Самары с долей 15 процентов, - отмечает Виктор Костюков. - Несмотря на затухающую картину спроса на бензин и падающие биржевые цены, остановка Саратовского НПЗ может найти отражение в обеспечении и ценах указанных регионов". Спрос на бензин и биржевые цены падают, но остановка заводов может сказаться на обеспечении регионов До остановки завода на Крымском полуострове ситуация с топливом становилась только лучше: после того как в начале лета разрыв между стоимостью моторного топлива в Крыму и среднероссийским уровнем цен увеличился почти до трех рублей и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обратила внимание на логистические проблемы и завышение цен, АЗС только опускают стоимость. Например, на неделе с 17 по 24 сентября крупные компании снизили розничную цену литра Аи-95 на 18 копеек в Крыму и на 14 копеек в Симферополе. Тем не менее разрыв все еще велик - чуть более двух рублей. Предвидя вероятность трудностей с обеспечением моторным топливом, компании еще в конце августа, поэтапно сокращая первичную переработку, начали перевозить остатки топлива на региональные нефтебазы, что отразилось и на объемах биржевых продаж. Вкупе с затухающим потребительским спросом отгрузки сокращались плавно, поэтому цены в опте стабильны.

Топливный рынок России исчерпал возможности для роста цен до конца года
© Российская Газета