Китай, РФ и Иран потеряли интерес к Венесуэле
Москва, 10 января - "Вести.Экономика" Избрание Уго Чавеса на пост президента Венесуэлы в 1998 году, за которым последовал Николас Мадуро в 2013 году, ознаменовало в Венесуэле период пергаментного кризиса. За это время страна прошла через концентрацию президентской власти, захват государственных и частных институтов, постепенного контроля над прессой, неправильное руководство национальной нефтяной компанией и создание неудачного политического проекта, известного как, «социализм XXI века». Инфляция в Венесуэле с 2015 года 81,8% семей в Венесуэле живут за чертой бедности, 1,5 миллиона граждан покинули страну, 78% медицинских центров страдают от нехватки лекарств, уровень инфляции может составить более 2600% в 2018 году, доходы от нефти сократились наполовину и нехватка бензина. Чавес и Мадуро буквально разрушили страну. Эти экономические проблемы повлияли на внешнеполитические отношения. Альянсы, направленные на противодействие Соединенным Штатам, начинают пожинать неприятные последствия. Официальная линия заключается в том, что правительство укрепляет стратегические отношения с такими партнерами, как Москва и Пекин, а также Тегеран. Но администрация Мадуро преувеличила силу этих связей. Данное предпочтение во внешней политике не помогает Венесуэле, а предназначено для противостояния США в региональной политике. Например, Россия и Китай не присутствовали на неофициальном ноябрьском заседании Совета Безопасности ООН, которое планировало осудить Венесуэлу за нарушения прав человека и подрыв конституционного порядка страны. Постоянный представитель России при ООН Василий Небензия стоял рядом с венесуэльским коллегой Рафаэлем Рамиресом, который осудил Вашингтон за «крестовый поход» против Каракаса. Россия и Китай осуществляют финансовое влияние на Венесуэлу, но в отчете компании Bulltick Capital говорится о 90-процентной вероятности того, что Венесуэла будет пытаться гасить свои долги и другие финансовые обязательства в этом году, что может стать проблемой для обеих стран, которые предоставили Венесуэле миллиарды долларов и заранее заплатили за нефть. «Роснефть» предоставила кредит 6 млрд долларов венесуэльской нефтяной компании PDVSA в начале 2017 года и объявила в августе, что больше не планирует авансовых платежей. Россия дала Венесуэле короткий перерыв в ноябре, согласившись реструктурировать около 3 миллиардов долларов в виде займов, предоставляя время Мадуро для погашения долгов перед другими кредиторами. Трижды помогая Венесуэле в 2017 году, у России может не хватить терпения. Тем не менее, кредиты Москвы венесуэльскому правительству составляют часть стратегии, которая использует «Роснефть» для достижения целей внешней политики. Фактически, Россия ведет себя как хищный кредитор, когда дело касается Каракаса. В октябре газета El Nacional сообщила, что Москва и Пекин взяли под свой контроль нефтеперерабатывающие заводы в Парагуане, «арендуя» их. Этот шаг противоречив, и нарушает Закон об органических углеводородах 2006 года, по иронии судьбы принятый Чавесом. Согласно законодательству Венесуэлы, только государственные компании, зарегистрированные в Национальном реестре подрядчиков, могут работать в государстве. Торговля с Россией увеличилась с 2005 года, но Москве не нужно, чтобы венесуэльская нефть и торговля с Бразилией имели более высокий приоритет. К 2008 году между двумя странами возникла большая асимметрия в торговых дисбалансах. Венесуэла импортировала с России товара на сумму 967,4 млн. долл. США, в основном это были закупки вооружения, при этом экспортировав товара в Россию на сумму 320 тыс. долл. США. После 2006 года, когда Соединенные Штаты отказались продавать американские военные технологии Каракасу, Россия стала основным поставщиком товара в кредит. Москва поддерживает военные отношения с Каракасом в основном по геополитическим, пропагандистским и символическим причинам. Венесуэла поддержала вторжение России в Грузию в 2008 году и пригласила российский военный корабль Петр Великий для участия в совместных учениях в Карибском бассейне. В 2016 году в Организации Объединенных Наций Венесуэла проголосовала за поддержку России против резолюции о прекращении огня в Алеппо. В феврале 2017 года министр иностранных дел Венесуэлы Дели Родригес назвал Россию глобальным игроком, который поддерживает глобальную стабильность и поддержал роль Москвы в противостоянии международным вызовам. В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что российско-венесуэльские отношения «растут». А через несколько месяцев было озвучено соглашение, согласно которого Россия поставит Венесуэле 60 000 тонн пшеницы в месяц, хотя то же самое можно было бы получить по более низкой цене из Аргентины. Венесуэла пытается удовлетворить своих благотворителей и снизить зависимость от американского нефтяного рынка. В 2001 году визит Цзян Цзэминя в Венесуэлу и визит Чавеса в Пекин в 2002 году ознаменовали начало дипломатической стратегии для Каракаса в Азии. С тех пор китайская торговля с Венесуэлой значительно возросла. В 2014 году Китай стал вторым по величине торговым партнером страны с более чем 15,7 млрд. долл. США оборотом в торговле. С тех пор Китай сменил Россию, долгое время считавшийся ключевым военным союзником Венесуэлы, став главным поставщиком вооружения и военной техники. Китай предлагает более совершенные технологии и обеспечивает лучшее обслуживание и поставку запасных частей. В то же время Венесуэла выступает против осуждения Китая за нарушения прав человека и поддерживает Пекин в поисках альтернатив глобального использования доллара. Хотя Китай предоставил Венесуэле более 60 миллиардов долларов, он недавно приостановил предоставление дополнительных кредитов Каракасу. Китайский Sinopec, нефтяной и газовый конгломерат, подал в суд на национальную нефтяную компанию PDVSA в Венесуэле в декабре, поскольку он не получил полных платежей за свои поставки. Китайские компании также потеряли интерес к инвестированию в Венесуэлу из-за высокого уровня коррупции. Венесуэла также имеет широкие связи с Ираном. Иранская революционная идеология в 1980-х годах находилась под влиянием латиноамериканской левацкой доктрины, и две страны нашли консенсус вокруг «антиимпериалистической» оси. С 2001 года обе страны достигли более 340 соглашений в области технологий, здравоохранения, промышленности, инфраструктуры, культуры, обороны и жилья. Тем не менее, подавляющее большинство этих соглашений не было реализовано. Совместное предприятие в 2006 году, созданное Чавесом и бывшим президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, по строительству автомобилей в значительной степени не увенчалось успехом. Еще одно совместное предприятие по производству кукурузной муки боролось с низкой производительностью, несмотря на высокий спрос на этот продукт в Венесуэле. К 2014 году Иран отменил проект по нефтехимическому производству в Венесуэле. Бывший заместитель министра нефти Ирана, признал, что создание офисов Национальной иранской нефтяной компании в Венесуэле не имеет экономического оправдания, а скорее служит политическим целям. В свою очередь, Венесуэла была одной из немногих стран, которые выступали против усилий Международного агентства по атомной энергии представить иранскую ядерную программу в Совет Безопасности ООН в 2006 году. Венесуэла поддержала Иран в критике Израиля, а в январе этого года прекратили дипломатические отношения в ответ на израильское наступление в секторе Газа. В ноябре 2007 года на третьем саммите ОПЕК Чавес попытался убедить членов преобразоваться в более активную геополитическую группу, которая поддерживала бы Иран, но Саудовская Аравия выступила против этого предложения. Военные отношения между Ираном и Венесуэлой под вопросом. Некоторые обвинили Иран в поставке ракетных систем средней дальности в Венесуэлу, но генерал Дуглас Фрейзер, бывший глава Южного командования США, опроверг иранское военное присутствие в Венесуэле. Тем не менее, некоторые официальные лица оказывали помощь Ирану и «Хезболле». В 2013 году государственная венесуэльская оружейная компания CAVIM была санкционирована за торговлю с Ираном. В 2008 году торговля между двумя странами составляла приблизительно 57 млн. долл. США. Для Ирана, Китая и России Венесуэла - это небольшой и отдаленный приоритет. Ценность страны заключается в том, что она ослабляет влияние Соединенных Штатов в регионе, но Венесуэльский хаотический экономический кризис сводит отношения с Россией, Ираном и Китаем на нет. Несбалансированные отношения показывают, что Венесуэла является всего лишь пешкой для легитимизации политики этих стран на мировой арене, а не для того, чтобы продвигать собственную повестку.