Укрзализныця вводит рыночный механизм определения стоимости перевозок собственным вагонным парком

Соответствующие шаги ПАО «Укрзализныця» осуществило по распоряжению кабинета министров Украины от 1 февраля 2017 г. № 64 и приказу Министерства инфраструктуры Украины от 7 декабря 2017 г. № 425 «О внесении изменений в Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги». До внесения поправок цены на услуги перевозки парком вагонов ПАО «Укрзализныця» устанавливались государством. Фиксируемая стоимость была значительно ниже той, которую платят реальные грузоотправители. Разница между установленной и рыночной стоимостью вагонов попадала к компаниям-посредникам или провоцировала коррупционные схемы внутри компании. По оценкам экспертов, объем этого специфического рынка может составлять до 5 млрд грн в год, отмечают в ПАО «Укрзализныця». «Мы ожидаем ликвидации искусственного дефицита вагонов и снижения стоимости перевозки для конечного потребителя за счет выравнивания соотношения спроса и предложения вагонов на рынке», – отмечает и. о. председателя правления ПАО «Укрзализныця» Евгений Кравцов. Дерегуляция вагонной составляющей будет внедряться в два этапа. На первом этапе планируется применять формульный расчет ежедневной оплаты за совершение услуги перевозки в вагонах ПАО «Укрзализныця». Данный метод базируется на четырех составляющих: стоимость нового вагона на рынке, стоимость ремонтов в течение срока эксплуатации вагона конкретного типа, рентабельность на уровне около 10% и дисконтирование денежных потоков во времени. Аналогичные механизмы использует большинство железных дорог соседних стран. Также для установления объективных цен ПАО «Укрзализныця» проанализировало методологию расчета ставки за использование вагонов в других странах и влияние изменения ставки за использование собственных вагонов компании на рынок Украины. Стоимость предоставления собственных вагонов регулятора будет ниже рыночных. К примеру, плата за пользование полувагоном ПАО «Укрзализныця» составит 542 грн в сутки (без НДС), зерновозом – 655 грн в сутки (без НДС), крытым вагоном – 570 грн в сутки (без НДС). Актуализация цен будет происходить не реже чем раз в 3 месяца. На втором этапе ПАО «Укрзализныця» внедрит систему ежедневных электронных торгов на электронной площадке «Prozorro. Продажи». Так, на торги будет выставляться часть пустого парка. По их результатам регулятор будет фиксировать стоимость всего парка вагонов по видам на определенную дату.

Укрзализныця вводит рыночный механизм определения стоимости перевозок собственным вагонным парком
© РЖД-Партнер