Йорг Шрайбер, Mazda: «Первый, самый трудный шаг сделан»

2017-й прервал четырехлетнюю полосу падения продаж. Путь к полному восстановлению рынка еще долог, но первый, самый трудный шаг сделан. По сегментам тренд понятен: впервые компактные кроссоверы/SUV вышли в лидеры рынка. Три четверти совокупного объема продаж обеспечили модели локальной сборки. Росту способствовали стабильный курс рубля, снижающийся уровень инфляции, а также государственные программы поддержки, но условия части таких программ недостаточно прозрачны, объявляются с запозданием и, по мнению ряда членов нашего комитета, не предоставляют равных условий всем желающим принять в них участие. Что касается ожиданий на 2018 г., то мне нечего сказать. Впервые в истории комитета автопроизводителей AEB мы не готовы представить прогноз на наступивший год. Главная причина неопределенности – недавно объявленные правительством планы по увеличению утилизационного сбора. Пока официальное решение не объявлено, сложно оценить воздействие данной меры. Мы опубликуем свой прогноз, когда будут ясны рамочные условия ведения бизнеса. Конечно, у нас в конце прошлого октября имелся прогноз на 2018 г., и он был положительным: 5-10% роста продаж при условии увеличения утилизационного сбора на 15%. Но потом вдруг появились сообщения о возможном гораздо более резком увеличении сбора, что в особенности для чистых импортеров имеет огромное воздействие на их бизнес. Но едва ли мы увидим уход с рынка каких-то компаний, особенно создавших в России производственные мощности. Они могли бы уйти раньше, а сейчас начался, наконец, рост, и в 2018-м станет понятно, насколько этот тренд стабилен. Следует отметить и следующее. Общеэкономическая ситуация улучшается. Одновременно отмечается рост административной нагрузки на участников рынка: значительное увеличение ставок акцизов с января 2018 г., планируемое увеличение ставок утилизационного сбора, дополнительные расходы в связи с введением электронного паспорта транспортных средств и проведением новых испытаний автомобилей по программе ЭРА-ГЛОНАСС. Да, срок введения электронного паспорта транспортных средств был отложен на год – до 1 июля 2018 г., но в ходе тестирования системы выявляется еще множество технических проблем. Если они не будут своевременно решены, есть опасение, что 1 июля мы увидим технический провал продаж из-за невозможности выдать ПТС в электронном виде. Мое личное мнение, рост цен на 15% в 2018 г. вполне возможен, но это зависит от класса автомобиля, места его производства. На некоторые импортные модели акциз повышается на сотни тысяч рублей, что не может не отразиться на цене. Неясна ситуация и с утилизационным сбором. Без этих факторов можно было ожидать по историческим меркам умеренное повышение цен.

Йорг Шрайбер, Mazda: «Первый, самый трудный шаг сделан»
© Автомобили