Продуктовая корзина. Какие магазины принесут доход инвесторам
За последние несколько лет в российской продуктовой рознице было немного хороших новостей, но отрасль остается привлекательной для инвестиций и сохраняет серьезный потенциал роста. Однако воспользоваться этими возможностями смогут не все — время, когда позитивная фаза экономического цикла помогала всему бизнесу, ушла в историю. Выживут только сильнейшие игроки, которые предложат потребителю наиболее интересные нишевые форматы. Три аргумента «за» Итак, какие возможности предлагает сектор российской розницы? Во-первых, это дальнейший структурный рост, обусловленный низким уровнем концентрации в отрасли. Так, общая доля пяти крупнейших ретейлеров на российском рынке составляет порядка 30%. В других странах лидирующие розничные сети занимают от 60 до 80% рынка. Эти цифры демонстрируют, что у ведущих российских ретейлеров сохраняется значительный потенциал для расширения доли рынка в последующие три-пять лет. Мы ожидаем, что торговые площади у ключевых игроков увеличатся на 30-40% в 2018-2021 годах. Во-вторых, российская экономика возобновила рост. Пока темпы восстановления потребительского спроса остаются низкими — в 2017 году розничные продажи выросли в среднем на 0,4%. Однако страна находится в ранней фазе нового цикла экономического роста, который создаст благоприятные условия для потребителей и компаний розничного сектора. Кстати, так называемый «индекс несчастья», который рассчитывается исходя из суммы инфляции и безработицы в стране, в России находится на рекордно низком уровне. Это указывает на возможное скорое оживление потребительской отрасли. В-третьих, текущий крайне низкий уровень продуктовой инфляции, который составил около 1% в конце 2017 года — скорее аномалия, чем новая реальность. Рано или поздно эффект низкой базы и рост издержек в отрасли, который все же значительно выше 1%, подтолкнут продуктовую инфляцию ближе к нормальным уровням в 3-4%. Мы ожидаем увидеть ускорение во второй половине 2018 года. История показывает, что рост продуктовой инфляции положительно сказывается на финансовой отчетности ретейлеров. К кому присмотреться Так кто же сможет воспользоваться новыми возможностями, открывающимися на рынке продуктовой розницы? Хотя экосистема ретейла может достаточно сильно измениться в следующие пять лет, малые форматы, эффект масштаба и успешное разделение будут главными факторами, определяющими успех компаний в отрасли. Операторы мелких форматов — магазины у дома, дискаунтеры, — скорее всего, окажутся в более выигрышном положении по сравнению с гипермаркетами с точки зрения конкуренции в долгосрочной перспективе. Это не российский, а мировой тренд — магазины у дома легче приспосабливаются к изменению поведения потребителей и к росту конкуренции со стороны онлайн-ретейлеров. Эффект масштаба всегда важен в ретейле, и мы увидим последовательное усиление позиций крупных торговых сетей за счет более мелких и региональных игроков. В борьбе за покупателей дифференциация приобретет особый смысл. В течение следующих пяти лет будет наблюдаться ценовое разделение ретейлеров с возможным увеличением доли дискаунтеров. Также усилится продуктовое разделение розничных сетей, которая позволит им повысить лояльность покупателей. Мы уже видим подвижки в этом направлении. Например, «Магнит» Сергея Галицкого осуществляет вертикальную интеграцию в производство продуктов питания, что является элементом стратегии дифференциации от других федеральных игроков. Ускоренный рост демонстрируют такие ретейлеры как «Азбука Вкуса», FixPrice и «Красное и Белое», успешно развивающие сильные нишевые концепции. В целом, продажи специализированных ретейлеров выросли на 28% в 2017 году по сравнению с 2% годом ранее. Заработать на секторе продуктовой розницы смогут и портфельные инвесторы. Сейчас отрасль проходит через один из самых сложных периодов за последние 20 лет из-за рекордно низкой продуктовой инфляции. Однако оценка компаний после слабой динамики стоимости акций за последние 3 месяца находится на привлекательных уровнях. Скорее всего, уже во второй половине 2018 года ситуация начнет меняться, давая рынку необходимые катализаторы для роста стоимости компаний. Продолжающийся экономический рост, ускорение инфляции и растущая уверенность потребителей поддержат позитивную операционную динамику в секторе. Два фаворита Наш фаворит в российском ретейле — это X5 Retail Group. Компания продолжает укреплять лидирующие позиции на рынке и демонстрирует результаты своего недавнего разворота. Мы считаем сильный рост прибыли — по нашим оценкам, на 24% год к году — ключевым катализатором для положительной динамики котировок этого ретейлера в 2018 году. Кроме того, есть хороший потенциал у акций «Магнита» на горизонте 1-2 года. Компания, вероятней всего, сможет преодолеть трудности, с которыми она столкнулась в последнее время. И хотя краткосрочная операционная динамика компании остается слабой, «Магнит» все также является одним из главных столпов российской продуктовой розницы с сильными конкурентными преимуществами, такими как известный бренд, одна из лучших систем логистики и, конечно, эффект масштаба. Ключевая проблема «Магнита» — высокая доля (более 60%) немодернизированных магазинов, открытых до 2015 года. Темпы развития торговых точек X5 Retail Group, прошедших модернизацию ранее, дают хорошее представление о том, как много времени весь процесс может занять у «Магнита» и какое влияние модернизация магазинов может оказать на деятельность компании. В долгосрочном же периоде отдать предпочтение «Магниту» или Х5 Retail Group достаточно трудно. Скорее всего, обе компании продолжат консолидировать свои лидирующие позиции на рынке, расширяя доли и опережая других игроков. Сергей Галицкий Рейтинг Forbes: №18 Состояние: $6800млн Узнать подробнее