Ещё
Кремль резко ответил Киеву
Кремль резко ответил Киеву
Экономика
Газ и фейки: Украина обвинила Россию в шантаже
Газ и фейки: Украина обвинила Россию в шантаже
Экономика
«Нафтогаз» прокомментировал рекомендации ЕК по газу
«Нафтогаз» прокомментировал рекомендации ЕК по газу
Экономика
Россиянам напомнили о выгодах в старости
Россиянам напомнили о выгодах в старости
Личный счет

Пенсионные фонды никак не найдут свою дорогу 

Пенсионные фонды никак не найдут свою дорогу
Фото: Ведомости
«Инвестиции в инфраструктуру — во всем мире не для слабонервных», — говорит исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик: далеко не всем под силу оценить и реализовать сложный проект. Тем пенсионным фондам, которые могут и готовы вкладывать в инфраструктуру, эти инвестиции обеспечивают относительно высокую и стабильную доходность (например, в  — около 5%), а риски пусть и не полностью, но все же изолированы от ситуации в экономике и на рынках, писали эксперты . Если же в проекте участвует государство — через соглашение о концессии или государственно-частном партнерстве (ГЧП), — то инвестиции достаточно надежно защищены, замечает аналитик InfraOne Александра Галактионова.
Несмотря на сложность этих инвестиций, фонды в разных странах все активнее вкладывают в инфраструктуру под давлением колоссальных обязательств и необходимости диверсифицировать портфель, рассказывает Бик. Например, учителей Онтарио управляет аэропортами на пяти континентах, Государственный пенсионный инвестиционный фонд  — крупнейший в мире — выделил 5% активов на вложения в инфраструктуру. Нидерландский пенсионный фонд госслужащих ABP приобрел в прошлом году 85% проекта строительства 565-километровой «Янтарной автострады» в  (инвестиции не раскрывались), южнокорейский «Национальный пенсионный сервис» вложил более 1 млрд евро в высокоскоростную железную дорогу в , а IFM Investors, управляющая средствами 27 австралийских пенсионных фондов, за 1,9 млрд евро выкупила компанию, обслуживающую британскую автомагистраль М6 Toll. Обычно такими проектами занимаются крупные фонды, но и у мелких просыпается аппетит, рассказывает Бик: они объединяются для совместных инвестиций, создают общие платформы и альянсы.
В  пенсионные фонды не могут купить долю в инфраструктурном проекте — в их портфеле могут быть лишь бумаги, обращающиеся на бирже ( готов снять это ограничение для резервов). Поэтому фонды довольствуются облигациями (в целом в корпоративные бонды вложена половина портфеля пенсионных накоплений, данные ЦБ на 1 октября 2017 г.).
Инфраструктурные проекты — хорошая инвестиция для НПФ, считает директор инвестиционного управления НПФ «Газфонд пенсионные накопления» Юрий Мишуков. Горизонт инвестирования соответствует длинным пенсионным обязательствам, показатели доходности, как правило, выше краткосрочных бумаг, инвестиции отвечают социально ориентированному подходу пенсионного бизнеса, объясняет он. Фондам было бы интересно вкладывать в долговые бумаги инфраструктурных проектов при наличии государственной гарантии или если эмитент — квазигосударственная компания, указывает директор по инвестициям . Но пока оценить привлекательность таких вложений крайне сложно, признает он: емкость этих инструментов невелика. С этим согласен и представитель : инвестиции НПФ в инфраструктуру все еще ограничены небольшим количеством выпусков облигаций.
Всего, по данным НАКДИ, было размещено 26 выпусков концессионных облигаций почти на 90 млрд руб. В обращении сейчас находится около 80 млрд руб., указывает Галактионова, почти все выпуски приобрели НПФ — это примерно 5–7% от стоимости проектов и около 3% от портфеля пенсионных накоплений. Оценка Бик скромнее — 1–2% портфеля, поскольку не все концессионные облигации были выкуплены НПФ. Нельзя с абсолютной точностью сказать, какую долю в портфелях пенсионных фондов сейчас занимает инфраструктура, говорит Бик: она не выделена как класс активов, единый подход только пытается выработать G20.
Средняя ставка концессионных облигаций на рынке по текущему купону — 9,1%, средневзвешенная c учетом суммы эмиссии — 8,85%, но разброс большой — от 4 до 13,45%, говорится в обзоре InfraOne. Для сравнения: средневзвешенная доходность от инвестирования пенсионных накоплений в госбумаги за три квартала прошлого года составила 10,7%, по данным ЦБ. А в целом у топ-10 фондов — всего 4,1%. И хотя у остальных фондов она почти в 2,5 раза выше, общий результат оказался слабым — 4,6% против 10,6% годом ранее (сказалась, в частности, санация банков, в активы которых вкладывали некоторые НПФ).
Кто в игре
По данным InfraOne, в инфраструктурные проекты по схеме ГЧП вкладывают фонды нескольких групп — , O1 Group, «Газфонда», «Открытия». К примеру, «» вложил 7,5 млрд руб. в облигации «Магистралей двух столиц» (строит два участка трассы М11  — ), еще на 5,5 млрд их облигации выкупили фонды О1 Group.
«ВТБ пенсионный фонд» не случайно выкупал первый выпуск облигаций «Магистралей двух столиц»: эта компания — консорциум Vinci и «ВТБ капитала». Наличие представителя собственника в числе участников концессионного соглашения снижает риски для фонда, передала через представителя гендиректор «ВТБ пенсионный фон