Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Копейку руль не бережёт. Почему растет цена бензина в Иркутске?

То, что происходит сейчас во многих регионах России, впору называть топливной лихорадкой: стоимость литра бензина самой популярной марки - АИ-92 повышалась за апрель и май несколько раз и в итоге перешагнула «психологический барьер» в 40 рублей за литр, что, конечно, никому не понравилось.

Копейку руль не бережёт. Почему растет цена бензина в Иркутске?
Фото: АиФ ИркутскАиФ Иркутск

Виновата нефть?

Видео дня

«На осле теперь дешевле». Сначала иркутские автомобилисты шутили по поводу роста цен на бензин, выкладывая фотографию ослика, идущего по 130-му кварталу, а затем устроили акцию - 26 мая перекрыли проезд к одной из крупных заправок на улице Байкальской областного центра. Правда, продлился протест недолго - автолюбители убрали свой транспорт с дороги по требованию правоохранителей. Теперь организатор акции планирует устроить «официальный митинг».

Если ещё в конце марта, по информации Росстата, литр 92-го бензина в Иркутске стоил в среднем 38,97 руб., то к 21 мая его стоимость достигла 40,3 руб. И оказалась почти самой высокой в Сибири, чуть дороже топливо марки АИ-92 стоит только в Кызыле - столице Тывы. Самый доступный бензин - в Улан-Удэ, к 20 мая его стоимость там поднялась до 38,67 руб. за литр. Все остальные марки в Иркутске перешагнули отметку в 40 руб. раньше, и к концу мая средняя цена топлива АИ-95 и АИ-98 составила 42 и 44,9 руб. за литр соответственно.

Многие считают, что виновником растущей стоимости ГСМ стали акцизы, которые правительство увеличило на 50 копеек. Однако кандидат экономических наук, доцент одного из вузов Иркутска считает, что есть и другие причины.

«Акцизы повысились в самом начале года, тогда цены на бензин выросли, но незначительно. Резкий скачок мы наблюдаем в мае, хотя второе повышение акцизов предполагалось только в июле. Увеличение цен на бензин спровоцировал в первую очередь рост стоимости нефти, а также затрат на её переработку. К тому же, мы находимся в глобальной экономике, а значит, цена на многие товары формируется мировым рынком. К примеру, в Испании литр бензина стоит 1,25 евро, в Норвегии - 1,9 евро. Следовательно, у наших производителей топлива есть выбор - продавать его за рубеж или здесь. Естественно, им выгоднее реализовывать ГСМ за границу, если у нас цена будет слишком маленькой, поэтому удорожание неизбежно», - пояснил Меркулов корреспонденту « в ВС».

Кроме того, по его мнению, на топливном рынке слабая конкуренция, именно поэтому цены подскочили сразу и везде. Также неудивительно, что стоимость выросла именно в мае, когда спрос на топливо особенно высокий.

Экономия на поездках

Майский скачок даже вынудил снизить акцизы на топливо и не повышать их в июле, как планировалось изначально, однако если это и задержит удорожание, то вряд ли понизит цены обратно.

«В экономике есть закономерность, которая называется храповик цен: они повышаются, но не падают. Встаньте на место продавца. Зачем ему снижать стоимость, если в ближайшие три месяца спрос всё равно не снизится. Когда наступит осень - тоже ничего не подешевеет, скажется инфляционный фактор», - говорит Анатолий Меркулов.

Однако, по его прогнозу, цена за литр вряд ли подойдёт к порогу в 50 рублей в этом году: в ближайшее время повышение стоимости нефти не ожидается. Однако через год - полтора она вполне может перешагнуть очередной «психологический порог».

Житель Иркутска Роман Сизых говорит, что за четыре года сменил три автомобиля и последний оказался самым «прожорливым», рост цен мужчина замечает очень хорошо, поэтому его семья начала экономить.

«Стали реже выезжать куда-нибудь, начали выстраивать более удобные маршруты по городу, чтобы за одну поездку успеть сделать как можно больше дел. В прошлом году в неделю у меня уходило 90 литров бензина, сейчас снизил это количество до 65. Чтобы оставаться в рамках бюджета, пришлось сократить количество поездок. В этом году планирую перейти на более экономичное авто (с расходом в 10 л на 100 км вместо 18), а в будущем разумно рассмотреть покупку гибридного автомобиля, расход которого не превышает 6 л на 100 км по городу», - резюмирует Роман.

Особое мнение

Иркутянин Андрей Кухта:

«Примерно год назад продал машину. Сильных затруднений не ощутил, так как в основном ездил на автомобиле до работы. Теперь добираюсь до офиса на общественном транспорте, на это уходит всего около 20 минут. Конечно, есть ситуации, когда более удобна машина, но и без неё чувствую себя комфортно. Плюс от продажи, конечно, - это экономия на бензине, затраты на который составляли 4-5 тыс. руб. в месяц. А общие эксплуатационные расходы, включая траты на топливо, - не менее 120 тыс. руб. в год».