Стоп-сигнал для Бразилии: как забастовки местных дальнобойщиков объединили страну

Отсутствие бензина, дефицит продуктов питания, опустевшие улицы и закрытые офисы — в конце мая обстановка в большинстве городов Бразилии напоминала не то документальную хронику из осажденной крепости, не то кадры из хоррора, в котором люди вынуждены прятаться от зомби и инопланетян. Даже набережные и пляжи туристической Мекки Рио-де-Жанейро казались непривычно безлюдными. Возникший кризис вызвали забастовки местных дальнобойщиков. Протесты, прокатившиеся по всей Бразилии, заставили правительство пересмотреть тарифы на топливо в сторону понижения. А это, в свою очередь, привело к отставке главы государственной нефтегазовой компании Petrobras ("Петробраз") Педру Паренти. Однако экономическая ситуация в стране только усугубляется. Курс национальной валюты по отношению к доллару заметно упал. Индекс фондовой биржи Сан-Паулу — тоже. Ущерб от акции дальнобойщиков исчисляется миллиардами долларов. И очевидно, что ее последствия будут ощущаться и на протяжении ближайших месяцев, когда кандидаты на пост президента Бразилии официально начнут предвыборную агитацию перед намеченным на октябрь голосованием. Кто регулирует тарифы Забастовка дальнобойщиков в Бразилии началась 21 мая после того, как Petrobras объявила об очередном повышении цен на дизельное топливо. Неделей ранее соответствующие тарифы уже пересматривались в сторону увеличения пять раз подряд. Руководство нефтегазовой компании объясняло сложившуюся ситуацию ростом мировых цен на энергоносители. Однако многие потребители оказались не готовы принять подобные аргументы. Тем более что Бразилия является крупной нефтедобывающей страной, а ее предыдущее руководство — отправленная в отставку экс-президент Дилма Руссефф и ее предшественник Луис Инасиу Лула да Силва — субсидировали цены на бензин и дизельное топливо для внутреннего рынка. После импичмента Руссефф и прихода к власти действующего главы государства Мишела Темера руководителем Petrobras стал Педру Паренти, который объявил о намерении руководствоваться рыночными ценами на энергоносители. Соответствующие тарифы начали меняться ежедневно. Это вызвало недовольство дальнобойщиков, которые еще в прошлом году не раз обращались с жалобами в профсоюзы: им стало сложно рассчитать стоимость транспортировки товара по тому или иному маршруту, если поездка занимала несколько суток. Однако до масштабных акций дело не доходило до тех пор, пока цены на нефть не стали неуклонно расти. Забастовка за пару дней приняла характер общенациональной. В протестах по всей стране участвовали более миллиона человек. Они заблокировали около тысячи участков дорог. Через трое суток в крупных городах начались перебои с бензином, а на четвертый день топливо на АЗС полностью закончилось. Полки магазинов опустели, а имеющиеся в наличии товары подорожали в два-три раза. Школы и университеты отменили занятия, а больницы стали сообщать о нехватке лекарств и переносить запланированные операции в тех случаях, когда отсутствовала угроза жизни пациента. Предприятия перестали отправлять продукцию на экспорт, а на фермах из-за дефицита корма погибли несколько миллионов цыплят. Темер объявил о небольших уступках протестующим, однако этого оказалось недостаточно. Участники забастовки требовали существенного снижения цен на дизельное топливо. Тогда бразильский президент предпринял попытку силового решения проблемы. Чтобы нормализовать дорожное движение, он привлек армию и Национальную гвардию. После этого дороги были разблокированы, но стабилизировать ситуацию в стране не удалось. Дальнобойщики отказались вернуться к работе. В итоге 27 мая глава государства объявил, что выполнит требования протестующих. Цена на дизельное топливо была снижена на 0,46 реала (0,13 доллара) и зафиксирована на новом уровне на ближайшие 60 дней. Власти также пообещали в будущем пересматривать тарифы каждые 30 дней, а не ежедневно, как было раньше. На фоне этого решения глава Petrobras Педру Паренти, который отстаивал прежнюю политику ценообразования, ушел в отставку. Что помогло протестующим Бразилия — страна континентальных масштабов, правительство которой в свое время отказалось от полноценного развития железнодорожного транспорта в пользу строительства разветвленной сети автомагистралей. Сложно с полной уверенностью сказать, чем руководствовались власти при выборе такой стратегии, но после случившегося в мае кризиса многие засомневались в ее правильности. В настоящее время, согласно опубликованным газетой "Глобу" данным института ILOS (Instituto de Logística e Supply Chain), не менее 64% грузов в Бразилии перевозятся автотранспортом, в то время как на железные дороги приходится 20%, на водный транспорт — 12% и еще 4% — на трубопроводы. Для России, например, тот же источник приводит совсем другой расклад: 45% грузов приходится на железные дороги, 48% — на трубопроводы, 5% — на автотранспорт и 2% — на водный транспорт. Гораздо меньше зависимость от автотранспорта и в США: 43% против 30% железнодорожных перевозок и 20% доставок по трубопроводам. Побочные эффекты кризиса В сложившейся ситуации власти Бразилии фактически оказались в заложниках у дальнобойщиков и профессиональных объединений, представляющих интересы отрасли. Чтобы избежать полного коллапса, им пришлось капитулировать перед бастующими, согласившись на все их требования и невзирая на последствия. По подсчетам министра финансов Бразилии Эдуарду Гуардиа, выполнение условий договоренности с дальнобойщиками до конца года обойдется в 9,5 млрд реалов (2,6 млрд долларов). Правительству придется сократить расходы по нескольким статьям бюджета. У возникшего кризиса есть и другие побочные эффекты. После обнародования информации о грядущих расходах бюджета индекс Bovespa бразильской фондовой биржи Сан-Паулу упал почти на 4%. Курс доллара по отношению к национальной валюте — реалу — вырос на 1,1% и достиг самого высокого показателя за полтора года. Кроме того, экономисты заявили, что прогнозы по росту ВВП Бразилии в текущем году придется скорректировать c 2,37% до 2,18%. Поддержка населения Сколько власти ни говорили о том, что за действиями участников забастовки стоят интересы транспортных компаний, которые якобы подстрекают сотрудников к протестам ради получения сверхприбыли, абсолютное большинство бразильцев возложило вину за кризис именно на представителей кабинета министров. По данным опроса авторитетного социологического центра Datafolha ("Датафолья"), акцию бразильских дальнобойщиков поддержали 87% населения республики. Такого единодушного одобрения пока не смог добиться ни один потенциальный кандидат в президенты Бразилии, ни одна политическая партия. Ни одно событие, произошедшее в последние месяцы, не получило со стороны населения столь однозначной оценки. Позицию бастующих поддержали и представители находящихся сейчас в оппозиции левых сил, и ультраправые активисты, выступающие за передачу власти в Бразилии военным ради пресечения коррупции. Осторожные слова осуждения можно было услышать только от нескольких аналитиков, которые традиционно выступают за либерализацию экономики и непопулярные реформы, но их голоса утонули в хоре полных солидарности восклицаний "Мы все дальнобойщики!". В поддержку забастовки выступили многие известные бразильские артисты и общественные деятели. На одной из карикатур, опубликованных недавно в прессе, вероятные кандидаты на пост президента Бразилии предстали в образе водителей грузовиков, а сопровождающая надпись гласила: "Политики перестали бороться за кресло главы государства и пытаются стать дальнобойщиками, чтобы получить власть". Действительно, в какой-то момент стало казаться, что, если грузовые фуры двинутся на президентский дворец, им никто не станет мешать. Конечно, протестующие не ставили перед собой такой цели. И к тому же сложно представить, что именно сейчас кто-то будет добиваться досрочной смены власти в Бразилии — до президентских и парламентских выборов осталось всего четыре месяца. Но это не значит, что протесты не повлияют на исход голосования. Всем участникам избирательной гонки придется учитывать настроения общества, которые проявились за время парализовавшей страну акции.

Стоп-сигнал для Бразилии: как забастовки местных дальнобойщиков объединили страну
© ТАСС