Сотня за литр: реквием по внедорожникам
Времена, когда на автомобиле ездили за хлебом - в магазинчик на соседнюю улицу, несомненно, уходят в прошлое. И несмотря на то, что вице-премьер Дмитрий Козак утверждает, что российское правительство не допустит резкого скачка цен на топливо и даже называет прогнозируемую экспертами стоимость в 100 «деревянных» за литр «апокалиптической», потребителям месячный мораторий на повышение, спокойствия не прибавляет. - После того как в конце мая подскочила стоимость литра АИ-92, 50-литровый бак стал обходиться мне почти в 2200 рублей, - жалуется владелец одного из самых распространенных на столичных улицах корейских седанов.- По стоимости топлива ощущаешь себя владельцем внедорожника. А по соотношению скорости роста зарплаты и цен на горючее – догадываешься, что скоро пересядешь на метро. Благо, станций теперь гораздо больше. Напомним, что основной скачок цен на бензин в России пришелся на период с 21 по 27 мая. Так, цена литра АИ-92 возросла на 90 копеек, и составила, в среднем, 42,21 рубля. Бензин марки АИ-95 «подрос» на 88 копеек и стал обходиться автолюбителям в 45 рублей 50 копеек. В Государственной думе предположили, что скачкообразный рост цен могло спровоцировать изменение стоимости нефти на бирже и призвали Федеральную антимонопольную службу провести проверку. Рассматривая краткосрочную динамику изменения цен на топливо в Москве с 29 мая - когда Госдума призвала ФАС обратить внимание на ситуацию - по 19 июня, видим, что несмотря на спекулятивные заявления о падении цен в СМИ, бензин демонстрирует стабильный медленный рост. АИ-95 за две недели подорожал на 33 копейки, а литр 92-го топлива – на 15 копеек. Однако представители экспертного сообщества утверждают, что повода для беспокойства нет. — Рост цен на бензин, конечно, возможен, но в долгосрочной перспективе. - комментирует ситуацию генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК Ирина Есипова. - Думаю, на сегодняшний день приняты все необходимы меры, в том числе административного и технического характера, чтобы этот рост предотвратить. По жителям столицы, которые в последние годы действительно с удовольствием пересаживающимся на метро, автобусы и поезда МЦК, «нефтяной кнут» бьет не так больно, как по населению регионов, где транспортная инфраструктура развита в меньшей степени. И все же, немалые шансы «погреть руки» на наметившихся ценовых трендах, определенно, имеют и автопроизводители. Давно прижились на столичных улицах такие малолитражки как Fiat500, Chevrolet Spark, Daewoo Matiz, Hyundai Getz, и Peugeot 208, а модельный ряд премиальных марок в последние годы пополнили непрожорливые, но, по-прежнему статусные «крохи», в числе которых числе ВMW 1 series, прозванная в народе «копейкой», Mercedes А-класс и Audi А1. И если личные транспортные средства с экономичным расходом бензина пользуются у горожан спросом, то энтузиазма относительно перехода на электромобили москвичи не испытывают. — Электротранспорт в Москве быстро не приживётся. Его распространение, в первую очередь, зависит от развития инфраструктуры и системной поддержки властей, - поясняет транспортный аналитик Аркадий Гершман. - Людей нужно стимулировать к приобретению и эксплуатации таких транспортных средств: снижать налоги, вводить экологические зоны, въезд в которые будет доступен только на электротранспорте и, конечно, оборудовать пункты заправки электромобилей, что не так просто, так как необходимо подведение специальных коммуникаций. Эксперт отмечает, что аналогичная инфраструктура необходима и для газа. Ирина Есипова также отмечает, что говорить об использовании электротранспорта в масштабах страны – очень рано. - Даже в крупных городах электротранспортом пользуется незначительное количество людей. Его распространение станет возможным не только тогда, когда будет создана необходимая инфраструктура, но и, прежде всего, когда будет сформировано адекватное его восприятие у населения. Отмечает эксперт также и то, что говорить об использовании альтернативного топлива в стране - также очень преждевременно. - Это направление, безусловно, будет развиваться. Но в ближайшей перспективе не стоит рассчитывать на какие-то революционные изменения. Так что пока российские мегаполисы не готовы к приему электромобилей – ни технически, ни ментально, а использование альтернативных видов топлива кажется чем-то из разряда далеких заморских технологий, остается лишь надеяться, что «апокалиптические прогнозы» не сбудутся и сотни за литр мы, все-таки,не дождемся. И да помогут нам новые акцизы!