Резкое торможение. Почему упали в цене коллекционные автомобили

На протяжении многих лет люксовые автомобили были самым выходным вложением среди предметов роскоши — доходность таких инвестиций за 10 лет составила 288%, а за 5 лет — 91%. Однако за прошедший год их стоимость в индексе инвестиций предметов роскоши Knight Frank впервые не выросла, а упала — пока на 1%, следует из отчета, поступившего в редакцию Forbes. Индекс инвестиций в предметы роскоши, ежегодно составляемый компанией Knight Frank, включает 10 видов люксовых активов (антикварная мебель, китайский фарфор, часы, цветные бриллианты, драгоценности, почтовые марки, объекты искусства, монеты, вино, классические автомобили) и учитывает доходность вложений ультрахайнетов, то есть инвесторов с состоянием более $30 млн. Автомобили и искусство Помимо автомобилей, самыми доходными активами для дорогостоящих вложений на горизонте в 10 лет долгое время являлись монеты (рост стоимости на 182% за 10 лет), вина (174%) и ювелирные изделия (138%). Наименее же доходными, согласно индексу Knight Frank, при долгосрочном инвестировании оказались антикварная мебель (-32%) и китайский форфор (-4%). Однако в этом году ситуация немного изменилась. Признанный лидер — коллекционные автомобили — упали в цене на 1%, хотя еще годом ранее выросли на 6%. Среди лидеров роста в этом году также оказались предметы искусства (+21% за год), обогнавшие раритетные вина (+9%) за год. Как поясняют в Knight Frank, рост цены на предметы искусства связан, в первую очередь, с продажей в ноябре 2017 года картины Леонардо да Винчи «Спаситель Мира» за $450 млн. По словам экспертов, опрошенных компанией, растут продажи и менее известных полотен, а также работ современных художников. Так, в мае этого года рэпер P. Diddy приобрел на Sotheby's картину художника Керри Джеймса Маршалла за $21,1 млн. В то время как предметы искусства, которые чаще выставляются на продажу, растут в цене, автомобили в стоимости падают. Так, по данным Knight Frank, за год упали в цене авто таких марок, как Porsche (-0,9%) и Mercedes-Benz (-3,7%). Тем не менее несмотря на это падение, цены на некоторые машины остаются все еще очень высокими. Например, одним из самых дорогих авто в мире является Ferrari 250 GTO (1962), проданный в 2014 году за $38,1 млн. В феврале 2016 года еще одна Ferrari 335 S Spider Scaglietti (1957) ушла с молотка за 32 млн евро. Рынком управляют страсти По мнению основателя компании Historic Automobile Group International (HAGI) Дмитрия Хатлапа, отслеживающей стоимость исторических авто, падение цен на раритетные автомобили в индексе связано с тем, что рынок покинули спекулятивные инвесторы. Однако, как поясняют в Knight Frank, это, скорее всего, временное явление и ближайшие аукционы могут изменить ситуацию. «На них будут выставляться культовые автомобили, возможность продажи которых значительно выше. Уровень стартовых цен очень высок», — говорят в пресс-службе компании компании. С этим согласен и управляющий директор «БКС Ультима» Олег Сафонов. По его словам, снижение цен — это временное явление, да и масштабы его пока незначительны. «Коллекционных авто больше не становится, поэтому ценность их, а следовательно, и стоимость на рынке, продолжат расти», — уверен эксперт. Однако, по мнению управляющего партнера UFG Wealth Management Дмитрия Кленова, подобный индекс не имеет прикладного значения для инвесторов, так как рынком коллекционных предметов роскоши движет, в первую очередь, не жажда наживы, а личная страсть инвестора и желание приобрети тот или иной предмет искусства. «В основном рынок роскоши движется на личных предпочтениях и растет исключительно за счет роста капиталов наиболее состоятельных слоев населения», — объясняет Кленов. В этой связи, по его мнению, падение цен на автомобили может отражать снижение интереса к этому классу активов со стороны отдельных инвесторов или спад моды. То, что рынок предметов роскоши и коллекционирования лишь отчасти подчиняется объективным принципам ценообразования, признает и Олег Сафонов. По его словам, видеть в падении цен одних предметов роскоши или в росте стоимости других активов какую-то тенденцию — пока сложно. Однако инвесторам, решившим инвестировать в люксовые автомобили, в любом случае нужно быть настороже. Им следует помнить, что коллекционный автомобиль необходимо реставрировать и поддерживать его техническое состояние на должном уровне. «Нужно ухаживать за внешним видом автомобиля, чтобы была возможность участвовать с ним на различных выставках, аукционах, соревнованиях и так далее. Только при таком подходе покупка ретро-автомобиля может приносить владельцу доход», — заключает эксперт.

Резкое торможение. Почему упали в цене коллекционные автомобили
© Forbes.ru