ПОЧЁМ БИТУМ ДЛЯ НАРОДА? Как рост цен на асфальт может отразиться на проекте

В новую дорожную одежду только в Иркутской области в этом году вкладывают больше 1,5 миллиарда рублей, работа уже «кипит» вовсю. Ещё недавно казалось, что проект буквально незыблемый и вообще ничего не может нарушить планов на ремонт, пока не выяснилась одна деталь: в Приангарье стремительно дорожает битум - важная составляющая асфальта. В августе и вовсе ожидают дефицит этого материала. Как это может отразиться на качестве и сроках реализации программы? Вслед за бензином? Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов называет рост стоимости битума основной головной болью своего министерства. По его словам, ещё два года назад в начале ст роительного сезона битум стоил 6 тыс. руб. за тонну, к осени 2016-го стоимость выросла на 100% и составила 12 тыс. рублей. За 2017 год материал подорожал до 17 тыс. руб. за тонну. С этой же отметки цена стартовала нынешней весной, но за 2 месяца уже выросла на 50%. Сейчас тонна битума стоит примерно 23 тыс. руб. И, как говорит Липатов, это не предел. По его прогнозу, к осени материал перешагнёт порог в 30 тыс. руб. Эти цены - на битум, который производит в Иркутской области единственный завод, расположенный в Ангарске. Там материал покупают как асфальтобетонные заводы, так и крупные предприятия, занимающиеся ремонтом дорог, у которых есть собственное производство асфальтобетонной смеси. Притом приобретают материал дорожники не только из Иркутской области, но и из Бурятии, Забайкалья и даже Монголии. Как считает Евгений Липатов, это тоже может влиять на цены: за границей битум покупают за доллары, курс валюты периодически растёт, а значит, растёт и выручка предприятия в рублях, поэтому продавать местным по старым ценам становится не так выгодно. Ещё одна причина: ни для кого не секрет, что горюче-смазочные материалы в этом году сильно выросли в цене в принципе, логично, что поднялась стоимость и таких производных нефти, как битум. Фирма-дистрибьютор ангарского битума дорожникам удорожание не комментирует, как не стала объясняться и с корреспондентом «АиФ в ВС», заявив, что обсуждать цены с журналистами сотрудники не намерены. Конечно, Ангарск - не единственный город, где производят вяжущий компонент, приобрести его можно и в других регионах. Евгений Липатов говорит, что опыт покупки битума в упаковках у наших дорожников был: они везли его, например, из Красноярского края. Однако это тоже получается невыгодно: транспортные расходы «убивают» всю экономию. Экономия на миллиметрах Ещё один нюанс: завод в Ангарске каждые август - сентябрь отправляется на плановый ремонт, из-за которого может возникнуть дефицит, но об этом все подрядчики знают, поэтому стараются запасаться материалом заранее, пока он, во-первых, в наличии, во-вторых - не стал ещё дороже. По словам Липатова, единственное, как цена битума и его временная нехватка может сказаться на итогах программы этого года, - возможно, немного снизятся темпы работ. Хотя сейчас они хорошие, более того - ремонт на пяти участках (четыре из них - в Ангарске, один - в Шелехове) уже завершили. На стоимости реализации программы этого года нынешняя ситуация с ценами отразиться не может, так как контракты на ремонт участков дорог разыгрывали весной и стоимость там фиксированная. Чиновники опасаются, что если битум продолжит дорожать, а по их прогнозам стоимость асфальтобетона из-за этого может подняться ещё на 30 - 40% в следующем году, то регион может через год перестать укладываться в финансовые рамки, установленные правительством РФ. А оно выделяет субъектам с численностью населения, как в Иркутской области, 745 млн руб. ежегодно. Придётся либо просить у федералов больше денег, либо снижать объёмы, а это тоже нежелательно, так как к 2025 году регион должен привести к нормативному состоянию минимум 80% дорог в Иркутской агломерации - то есть в Иркутске, Ангарске, Шелехове и населённых пунктах вблизи этих городов. Сейчас этот показатель - на уровне 52,5%. Есть и риск того, что подрядчики просто будут менее охотно брать контракты на ремонт, так как чистая прибыль предприятий уменьшается пропорционально росту стоимости материалов. - По сметам тонна асфальтобетонной смести стоит примерно 3,1 – 3,2 тыс. руб., эта цифра уже практически равна себестоимости асфальтобетона, которая выросла до 3,05 тыс. руб. за тонну, - говорит Липатов, он уточняет, что запасать битум впрок, например по осени, когда его цена падает, большинство дорожников и заводов, которые производят асфальт, не могут. У них просто негде этот битум хранить. В советские времена битумные хранилища обустраивал каждый, даже маленький, завод. Но после перестройки, когда дефицит материалов исчез, эту практику прекратили и хранилища перестроили. Между тем, если себестоимость производства будет расти и дальше, подрядчики могут начать экономить - например, уменьшать толщину асфальтового слоя, а это неизбежно отразится на качестве ремонта. Как пояснили корреспонденту «АиФ в ВС» эксперты дорожной отрасли, заменить битум в составе асфальтобетонной смеси нечем. Его доля в дорожном покрытии может достигать 60%. Учёные-химики разрабатывают различные модификации битума, но это пока только исследования, результаты которых ещё не внедрены в производство. Кстати В цене растёт и мазут. Если раньше он в Иркутской области стоил в два раза меньше, чем битум, то сейчас уже обогнал его. Цена тонны мазута доросла до 30 тыс. руб.

ПОЧЁМ БИТУМ ДЛЯ НАРОДА? Как рост цен на асфальт может отразиться на проекте
© АиФ Иркутск