Незанятых ниш на рынке достаточно

МОСКВА, 6 авг — ПРАЙМ, Анастасия Сапрыкина. Банк "Открытие", в прошлом году попавший под санацию ЦБ, после объединения активов с Бинбанком и банком "Траст" намерен занять третье-четвертое место на российском банковском рынке. За счет чего банк рассчитывает этого добиться, почему не хочет полностью уходить в онлайн, как намерен нарастить ипотеку до половины кредитного портфеля, и конкурируют ли инвестиционные инструменты с традиционными вкладами, рассказал в интервью агентству "Прайм" руководитель розничного блока банка Вениамин Полянцев. - В настоящее время в российском банковском секторе достаточно серьезная конкуренция со стороны крупнейших игроков, постепенно снижается ставка Банка России. Как в таких условиях банк "Открытие" планирует развивать свой бизнес? — Конкуренция, действительно, ужесточается. Несмотря на очевидный тренд консолидации банковского сектора, примером которой, в частности, является наш банк, на рынке сейчас по-прежнему достаточно большое количество игроков. Все они находятся под воздействием внешних факторов, снижения ключевой ставки, которая оказывает серьезное давление на маржу. Банковский сектор последние годы находился в состоянии напряженной ценовой борьбы, однако со временем такая конкуренция становится все менее эффективной, и банки начинают искать альтернативные инструменты привлечения и удержания клиентов. - Какую нишу на рынке хочет занять банк? — Несмотря на существенное количество игроков, незанятых ниш на рынке достаточно. Многое будет определяться, насколько банк удобен для клиента. Это одно касание экрана смартфона, или пять переключений на линии колл-центра? Значительную роль играет то, насколько комфортны и функциональны отделения банка, насколько его сотрудники готовы поддерживать высокое качество обслуживания и многое другое. Это в равной степени относится как к физическим, так и к дистанционным каналам, которые, безусловно, должны иметь интуитивно-понятный интерфейс, высокий уровень доступности и безопасности — это базовые требования. Поэтому трансформация в удобный, цифровой банк с релевантными предложениями — наша ключевая задача на ближайшие два с половиной года. - Какой процент услуг банк сейчас предоставляет онлайн, планируете ли развивать это направление? — Вообще предоставление услуг онлайн – это "гигиенический минимум": если ты не можешь дать клиенту такую возможность, ты не можешь успешно конкурировать на банковском рынке. Мы и в будущем планируем активно инвестировать в онлайн технологии и до трети всего розничного бюджета на продвижение направлять в digital. Четверть нашей клиентской базы уже сегодня являются активными пользователями онлайн-услуг, к 2020 году планируем удвоить этот показатель и вывести в дистанционные каналы значительную часть операций. При этом у нас нет задачи стать исключительно онлайн-банком. Более половины клиентов пользуются дистанционными каналами, не переставая при этом посещать отделения. - Планирует ли банк ориентироваться на какие-то группы клиентов, какой-то определенный сегмент в экономике? — Мы планируем оставаться универсальным банком и работать практически со всеми сегментами рынка. С учетом наших намерений по выходу на третье-четвертое место в стране, сужение фокуса только ограничит потенциал роста. - Будет ли банк наращивать количество отделений после интеграции с Бинбанком? — Прежде всего, перед нами стоит задача развития сети. На сегодняшний день у нас 933 отделения, к 2020 году, по нашим оценкам, отделений будет около 870. Мы планируем закрыть дублирующие и неэффективные точки и открыть новые — прежде всего в крупных городах с населением более полумиллиона человек. Не менее важной задачей на горизонте ближайших двух лет является приведение офисов к единым форматам и стандартам, при этом 80% этой работы будет завершено к концу 2019 года. - А что с количеством сотрудников произойдет? — Определенная оптимизация персонала, безусловно, предусмотрена, но прежде всего это касается бэк-офиса. Количество продающих сотрудников к концу 2020 года, наоборот, увеличится. - Сейчас в ЦБ разрабатывается прототип маркетплейса для финансовых услуг. Планирует ли "Открытие" присоединиться к данной инициативе ЦБ? — Да, мы планируем участвовать. Это очень правильная инициатива, в первую очередь для тех игроков, которые к этому подготовятся. Этот проект позволить усилить конкуренцию в банковском секторе, вывести ее на новый уровень. - А с какими продуктами вы планируете выйти? — Изначально — рефинансирование, потом будем развивать остальные направления. Цель этого проекта совпадает с одной из наших задач – перезапустить процесс кредитования. Банк "Открытие" в последние годы не наращивал портфель, но мы прекрасно понимаем, что это половина прибыли розничного бизнеса. Мы сегодня активно наращиваем обороты кредитования как собственных, так и "уличных" клиентов. Параллельно мы планируем наращивать объем кросс-продаж по группе "Открытие", куда входит, например, "Росгосстрах". Что касается кредитования, в июне мы выдали 5 миллиардов рублей потребительских кредитов только собственным клиентам. Для сравнения результат банка за весь прошлый год — 8 миллиардов рублей. К концу 2018 года мы планируем выйти на 10-11 миллиардов рублей выдач за месяц. Согласно стратегии, к 2020 году мы должны занять на рынке кредитования долю в 3-4%. - А какого роста кредитования населения вы ожидаете по рынку? — В совокупности 11-12%. При этом наиболее активно будет развиваться ипотека – мы ожидаем, что жилищное кредитование может вырасти на 17-20% в этом году. Рыночное снижение ставок по ипотеке на горизонте 2018 года привело к росту доли рефинансирования в совокупном объеме выдач до 13%. Это позитивно сказывается на уровне активности банков, хотя и в меньшей степени влияет на прирост рынка в абсолютных величинах. - Какие планы у "Открытия" по ипотеке? — По нашей стратегии, совокупный кредитный портфель банка к концу 2020 года составит 500 миллиардов рублей, из которых 200-250 миллиардов рублей будет приходиться на ипотеку. Для нас это не основное направление, но мы, безусловно, будем предлагать рынку высокотехнологичные продукты – такие как цифровая ипотека. - Какого развития ипотеки вы ожидаете по рынку? — Обычно, когда говорят об ипотечном рынке, подразумевают двух крупнейших игроков. Но сейчас идет перераспределение ролей — растут доли прочих участников. Банки наращивают свои портфели и конкурируют при этом не столько ценой, сколько прочими факторами – удобством, простотой оформления сделок, и цифровые каналы играют здесь не последнюю роль. - Какой у вас прогноз по вкладам на конец 2018 года? — По вкладам мы также ожидаем прироста рынка на уровне 10%. Тут как раз окажет влияние фактор ключевой ставки — привлекательность депозитов падает. Но чем хороша любая система? Всегда находится баланс: так, сейчас активно развивается рынок инвестиционных продуктов. Конечно, в абсолютных значениях он не такой большой, но с доходностью выше, чем у вкладов. - О каких инструментах идет речь? — Я говорю сейчас о классических продуктах – инвестиционное и накопительное страхование жизни, а также более сложные инструменты. Как правило, это трехлетние продукты, в основном с защитой капитала. - Многие банки в последнее время организуют совместные предприятия с технологическими компаниями, рассматриваете ли вы такую возможность? — Да, есть такой тренд. Мы также недавно создали СП с Qiwi и "Точкой". Мы выступаем как технологический партнер, предоставляющий свою банковскую платформу. У нас есть еще целый ряд идей, но детали я раскрывать пока не могу. Так что мы допускаем, что с большой вероятностью у "Открытия" появятся новые СП. - Планирует ли банк выйти на международный рынок со своими продуктами? — Пока не планируем. Наша стратегия направлена на реализацию потенциала внутри страны, мы не можем сейчас отвлекаться. - А какие целевые показатели заложены в стратегию? — Мы выведем розницу на безубыточность уже в следующем году, а в 2020 году банк заработает прибыль – 13 миллиардов рублей. Наращивать портфель пассивов мы не планируем, цель – удержать имеющиеся объемы, при этом мы повысим маржу за счет постепенного снижения ставки, роста доли бесплатных остатков и развития инвестиционных продуктов. Другая задача – выстроить эффективное взаимодействие с другими компаниями группы – это и "Росгосстрах", и НПФ, и другие банковские активы.

Незанятых ниш на рынке достаточно
© Прайм