Моржаретто: госрегулирование топливных цен должно быть в рамках рынка

Государственные меры регулирования цен на бензин должны быть, они дают нужный эффект, как это было с акцизами, но меры эти все равно должны быть в рамках рынка. Такое мнение высказали эксперты ФБА "Экономика сегодня". Проект закона, вводящего в России государственное регулирование цен на дизельное топливо и бензин, внесен на рассмотрение в Госдуму. "С 1 января 2019 года вводится государственное регулирование цен на бензин автомобильный (всех видов) и на дизельное топливо, а также торговых надбавок (наценок) к ценам на них путем установления их предельных уровней. Порядок государственного регулирования цен на бензин автомобильный (всех видов) и на дизельное топливо, а также торговых надбавок (наценок) к ценам на них, устанавливается Правительством Российской Федерации", - содержится в тексте законопроекта. Авторы документа отмечают, что это позволит обеспечить защиту потребителей от сильных ценовых колебаний. Львиная доля У нас в бензине львиная доля себестоимости - налоги, акцизы и прочие сборы, напоминает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Денис Кириллов. "Понятно, что определенный доход компании трейдеры получают, но если сравнить с другими странами, процент всех сборов внутри цены у нас выше. В девяностые тоже пытались регулировать этот процесс. В высокий сезон, когда цены на нефть и на бензин росли, компании отправляли нефть на экспорт по максимуму. В итоге бензина не хватало на внутреннем рынке - просто потому, что его по максимуму гнали на экспорт. Ситуация изменилась, когда госрегулирование было снято, и компании стали поднимать цены - чтобы компенсировать условные потери от того, что не отправят на экспорт. Цена поднималась, спрос падал, на экспорт сырье все равно шло, но дефицита на внутреннем рынке уже не было", - говорит эксперт ФБА "Экономика сегодня". Эффективность - нулевая Госрегулирование, уверен директор по развитию бизнеса Аналитики товарных рынков Михаил Турукалов, очень негативная тема для рынка нефтепродуктов в целом и для потребителей нефтепродуктов. По мнению эксперта, "вмешательство в процессы рыночного ценообразования чревато нехваткой нефтепродуктов на внутреннем рынке, деградацией биржевой торговли", это ударит по независимым сетям АЗС и нефтебаз. Эффективность от этой инициативы будет, говорит Турукалов, нулевой, и в целом "законопроект противоречит президентскому указу о развитии конкуренции от декабря прошлого года". Меры приняты Регулирование каких-то цен противоречит концепции государства, считает партнер аналитического агентства "Автостат", автоэксперт Игорь Моржаретто. "Я только за государственные меры регулирования цен на бензин, но рыночные. Если у нас не будет рыночной цены на бензин, у нас не будет рынка как такового", - сказал эксперт. Что до перспектив принятия законопроекта, Моржаретто сомневается в том, что инициатива пройдет. Тем более что меры по стабилизации положения на рынке уже приняты - в июле президент Владимир Путин подписал закон, дающий Кабмину полномочия повышать пошлины на экспорт бензина до 90% от пошлин на нефть. Как было Напомним, весной в России цены на бензин выросли. За январь-май рост составил 7,7%, обогнав инфляцию почти в пять раз. Тем не менее, процесс замедлился. Накануне Росстат сообщил, что в июле средние розничные цены на бензин впервые в этом году снизились в месячном выражении (по сравнению с июнем — на 0,2%). "Четвёртый месяц подряд среди наблюдаемых видов непродовольственных товаров заметно растут цены на газовое моторное топливо, которое в июле стало дороже на 5,2%. При этом цены на автомобильный бензин снизились на 0,2%", - отметили в ведомстве. При этом выяснилось, что причина роста цен связана с действиями трейдеров, которые перекупают сырье и топливо у нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). 3 августа прошло заседание совета секции «Нефтепродукты» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. На совете прошло голосование, и в итоге трейдеры были отстранены от продажи нефтепродуктов с базисов (станций отправления) НПЗ крупных нефтяных компаний. "Конечный потребитель хочет покупать бензин у производителя и по ценам производителя, а не у посредников по завышенным ценам", - сказал тогда президент РТС Евгений Аркуша. В случае вступления этих ограничений в силу продажей топлива будут заниматься сами производители.