Войти в почту

Цифровая революция на неэффективном рынке в 8 триллионов долларов уже началась

8,1 триллиона долларов — в такую сумму оценивают мировой продовольственный рынок. Это самый крупный существующий рынок, но в то же время последний, который не покрыт цифровыми решениями. Несмотря на то, что потребитель уже привык покупать товары через Интернет, в сфере продуктов питания доля e-commerce до сих пор занимает только 5%, а на профессиональную оптовую торговлю приходится не более 1%. "Колхозные отношения" среди участников рынка породили целый ряд проблем: отсутствие современных инструментов продажи, проблема качества, неэффективные цепочки поставок с большим количеством посредников и кризис доверия, основанный на завышении цен, наличии рисков и бюрократизации торговых процессов. 7 мая 2018 года вступил в силу Указ №204 президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития, в котором говорится о значимости внедрения в экономические процессы цифровых технологий и платформенных решений на основе отечественных разработок для поддержки производственно-сбытовой деятельности и развития системы закупок. Последние пять лет мировые IT-стартапы предлагают свои решения для продовольственного рынка. С 2014 года в США существует сеть по обмену информацией между фермерами Farmer’s Business Network, которая объединяет 3400 хозяйств по всей стране; в 2013 году запустилась площадка FarmLead, позволяющая торговать зерном онлайн; платформа Produce Pay, основанная в Корнеллском университете в 2014 году, устраняет проблемы с денежными потоками; финансово-техническая компания S4 в Аргентине страхует риски производителей, а FarmDrive в Кении помогает фермерам привлечь финансирование. Некоторые стартапы нацеливаются и на стабилизацию цепочки поставок, например, китайский Meicai или Sourcery Technologies Inc. в Сан-Франциско. Однако эти платформы не мультизадачны и помогают решить только часть проблем, о полном преобразовании рынка в рамках этих стартапов говорить не приходится. Создать полноценную платформу вызвались отечественные разработчики. В 2016 году запустился проект АГРО24, возглавляемый Александром Волчеком, предпринимателем с 10-летним опытом управления технологическими компаниями и в прошлом совладельцем компании "Бизнес Молодость", и Андреем Рогачевым, сооснователем розничной сети "Пятерочка". Результатом разработок стала бесплатная многофункциональная web-платформа, которая соединила производителей, дистрибьюторов, ретейлеров, магазины "у дома", рынки, импортеров и экспортеров, позволив им удаленно торговать оптом без рисков и лишних посредников. Пользователи могут разместить на платформе заявку на покупку или продажу фруктов, овощей, мяса, рыбы, бакалеи, хлебобулочных или кондитерских изделий, молочной продукции, напитков и др. А механизм совмещения заявок автоматически подбирает для них подходящие предложения. Цифровые решения добавили к этому автоматизацию всех этапов сделки, которая проходит под контролем платформы, детальное описание параметров продуктов питания и договоров поставки, базу цен и рейтинг поставщиков и покупателей. "Если взять современный рынок, например, по продаже пластиковых окон или электроники, там везде присутствует автоматизация: внедрена внутренняя CRM-система, в которой все учтено, занесено и параметризировано. А на продовольственном рынке — нет, там все спрятано в Eхcel-файлах, каждый договаривается, как угодно именно ему, и не заносит договора в систему, потому что ее нет. И как раз такую систему мы создаем", — комментирует Александр Волчек. На сегодняшний день на платформе интегрированы сервисы банковского обслуживания (открытие расчетного счета, автоматические платежи, кредитование цепочки поставок, факторинг) и услуги логистики — компания сотрудничает с банками "Тинькофф" и "Модуль" и транспортно-логистическими компаниями. К системе уже присоединились крупные участники рынка: Coca-Cola, "Юнилевер Русь", Danone, агрохолдинг "Московский", "Очаково", "Мистраль", "Савушкин продукт", "Акватэрра", "Верный", Spar, "Утконос" и другие производители, торговые компании и ретейл-сети. Проект АГРО24 готовится к выходу на зарубежный рынок: сейчас эту модель тестируют в США, Китае и странах СНГ. Также разработчики обсуждают партнерство с Минпромторгом и Минсельхозом, готовы предоставить свой инструментарий Российскому экспортному центру и ведут работу с некоммерческими союзами (например, Роскачество и Руспродсоюз) для поддержания статуса отечественных поставщиков и качества товаров российского производства, в том числе с перспективой представления их на мировом рынке. Тенденция к цифровизации набирает все большие обороты — она охватила и частные компании, и государственные структуры, направив их на единый путь технологического и экономического прорыва. И уже сейчас очевидно, что синергия коммерческих компаний и госструктур в этом направлении обладает серьезным потенциалом для трансформации крупнейшего, но неэффективного рынка в мировых масштабах.

Цифровая революция на неэффективном рынке в 8 триллионов долларов уже началась
© Вести.Ru