Бюджетно-долговая сага по-итальянски

Москва, 16 октября - "Вести.Экономика" Италия должна отправить свой дефицитный бюджет на 2019 год в Еврокомиссию «для анализа» до конца октября. Ситуация с бюджетными кознями Италии кажется дежа-вю: «Всё новое – хорошо забытое старое», отмечает Владимир Рожанковский, LIFA, эксперт "Международного финансового центра". Как известно, Италия следует сразу после Греции - одна из наиболее уязвимых экономик стран периферийной Европы, известных в прошлом как PIGS (Portugal Italy Greece Spain). Тот факт, что минимум шесть лет про Италию в контексте PIGS мало кто вспоминал, и «тут вдруг опять» – говорит о степени эмоциональной напряжённости, которая сейчас царит в политических верхах Старого Света из-за концептуальных разногласий с Вашингтоном на фоне сохраняющегося и местами даже усиливающегося порочного круга экономико-долговых проблем, порождённых вялым экономическим ростом, который, в отличие от США, не смогли реанимировать даже нулевые процентные ставки. Рекордно продолжительная «сверхмягкая» монетарная политика ЕЦБ так и не смогла «перезапустить» экономику Единой Европы, за исключением Германии, Франции и ещё нескольких небольших стран вроде Австрии и Ирландии. Неоспоримые экономические успехи последних, увы, не в состоянии оттенить общего пессимизма, связанного с новым негативным фактором для вялого промышленного роста пан-европейского общего дома – это повышение цен на нефть и, как следствие, в перспективе, природный газ. Надо смотреть правде в глаза: Европу ждёт немонетарное ужесточение, что особенно печально на фоне исчерпавшихся инструментов панъевропейского финрегулятора для компенсации этого негативного фактора. Инвесторы обеспокоены тем, что итальянское правительство может предпринять своего рода игру «на авось» и сделать ставку на то, что нарушение правил непревышения дефицита бюджета для стран ЕС не повлечет для неё серьезных санкций, и даже больше – что, если ситуация ухудшится для итальянских финансовых рынков, они смогут опираться, в случае чего, на поддержку ЕЦБ, как это в своё время сделала Греция (которой, к слову, в итоге преимущественно помогли не европейские структуры финансовой взаимопомощи, а «старый добрый» МВФ). Итальянский парламент в одностороннем порядке, без согласования с ЕС, окончательно одобрил дефицитный бюджет на следующий год. Проблема заключается в том, что Италия уже отошла от своего обещания таргетировать 1,8-процентный дефицит поступлений в национальную казну. Если Италия повысит свои расходы на фоне политического кризиса (а не экономического, что уже само по себе беспрецедентно), она тем самым поднимет свою и без того высокую долговую нагрузку на общую сумму около 2,3 трлн евро (2,6 трлн. долл. США), что эквивалентно 130 процентам ВВП Италии. Глава ЕЦБ Драги категорически отвергает возможность такой же безвозмездной помощи, которая была оказана Греции (и тут на месте итальянцев было бы резонно спросить, «чем мы хуже (или лучше)», пытаясь одновременно отвлечь внимание возмущённой европейской общественности другими глобальными проблемами – в первую очередь, пресловутыми торговыми войнами: дескать, смотрите: вот где настоящая собака зарыта! Ясно, что обе стороны блефуют в той или иной мере, но вопрос один – кто же всё-таки первый моргнёт? На субботней пресс-конференции после встречи представителей МВФ и Всемирного банка в индонезийском Бали, Драги сказал, что он «уверен, что будет достигнуто компромиссное соглашение о бюджете» - как видите, это уже не соответствует действительности, - и призвал все стороны «успокоиться». Он также выразил сожаление в связи с тем, что на европейских рынках облигаций всё-таки возникла мини-паника (да, пока «мини»), и итальянские доходности достигли многолетних максимумов, сравнявшись с доходностями равнодюрационных облигаций США, которые, в отличие от европейских бумаг, растут вполне фундаментально – на повышении ключевой процентной ставки Федрезерва. С середины июля доходность по 10-летним итальянским бондам выросла более чем на 36%. Слова Драги «Всё, что произошло сегодня, является сугубо местной [историей] для Италии» очень созвучны словам бывшего министра США Генри Полсона в 2008 году о том, что «ипотечный кризис в США highly contained (в высшей мере локализован)». Упреждая логичные вопросы из зала и ссылаясь на технические правила специализированного механизма поддержки суверенных облигаций ЕЦБ, известного как ESM (European Stability Mechanism), Драги пояснил, что для этого требуется «строгое условие, связанное с программой», и подтвердил свою убежденность в том, что решение будет достигнуто вне его рамок, то есть будет ad hoc – внерамочным. Как мы видим, ни журналистов, ни итальянских парламентариев, ни тем более рынки эти заверения не убедили.