Сохранение акцизов снизит темпы роста цен на бензин

Сохранение акцизов на бензин и дизельное топливо положительно скажется на рынке, но вряд ли это будет сделано, тем более что ситуация в целом довольно стабильная. Об этом рассказал ФБА "Экономика сегодня" эксперт Андрей Гордеев. Федеральная антимонопольная служба предлагает с 1 января сохранить акцизы на бензин и дизельное топливо на текущем уровне. "Из-за осенних ремонтов и снижения продаж на бирже в сентябре-октябре выросли крупнооптовые цены. Вместе с тем розничные цены фактически не менялись с начала июня. В целях снижения давления на розничные цены мы предложили оставить акцизы с 2019 года на том уровне, на котором они находятся сейчас. Мы уже предложили это правительству", — приводит Прайм слова начальника управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрия Махонина. Сроки возможного рассмотрения этого вопроса чиновник не назвал. В понедельник Счетная палата опубликовала заключение на проект федерального бюджета на 2019-2021 годы, в котором напомнила, что с 1 января 2019 года акциз на бензин пятого класса вырастет. По мнению палаты, увеличение акциза в полтора раза с 1 января может вновь привести к резкому росту цен на бензин. Без резких скачков Конечно же, предложение сохранить акцизы благотворно скажется на рынке, говорит младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. К снижению стоимости топлива это не приведет, отмечает он, но это снизит темпы роста. "Несмотря на заявления Счетной палаты, резких скачков цен все-таки не будет. Нефтяникам гарантированы компенсации в том, что касается 92 бензина и дизеля, поэтому они будут сдерживать цены. Но если мы будем смотреть по акцизам, это будет прирост в районе трех рублей по бензину и 2,40 р по дизелю", - сказал Гордеев. Цены на нефть и курс доллара В целом ситуация на рынке сейчас стабильна, однако многое будет зависеть от внешней конъюнктуры - как себя поведет цена на нефть, а также от курса доллара. Если же рост нефти будет сопровождаться укреплением доллара на внутреннем рынке, это может обернуться еще большей рентабельностью экспортных поставок и негативно скажется на топливных ценах. Но нефтяникам будет выгодно держать цены у нижней границы предусмотренного диапазона, чтобы получать компенсации из бюджета, заметил Андрей Гордеев. Эксперт сомневается, что правительство вряд ли отреагирует на предложения ФАС: "Скорей всего, все останется как есть". Сколько акциза в литре Что в итоге с ценами на топливо в будущем? Бензин будет дорожать, вопрос лишь в темпах. Правительство, судя по всему, с налоговым маневром ожидает, что в год будет идти прибавление цены в 5%. "Но акциз - та составляющая, которая напрямую влияет на рынок, и отмена акциза реально приведет к снижению цен, причем к довольно существенному. Сейчас доля акциза в цене за литр бензина - около восьми рублей", - указал Андрей Гордеев. Весной этого года цены на топливо в стране резко выросли - многие компании предпочитали продавать топливо за рубеж, где оно заметно дороже. ФАС констатировала: действия нефтяных компаний привели к дефициту нефтепродуктов в России. Антимонопольщики даже указали "Сургутнефтегазу" на рост экспорта бензина на фоне неудовлетворенного внутреннего спроса на этот товар. Вырос в результате в РФ и объем контрафактного топлива. Урегулировать ситуацию удалось переносом срока повышения акцизов и договоренностями с нефтяными компаниями. Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак летом отмечал, что "апокалиптические прогнозы о скачке цен до 100 рублей за литр бензина" не сбудутся. У правительства, по его словам, достаточно инструментов, чтобы не допустить резкого и серьезного роста на моторное топливо. Чтобы избежать роста цен на бензин введут обратный акциз на нефть для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Его получат заводы, которые не только выпускают, но и поставляют бензин на внутренний рынок. Размер акциза - порядка 3 тысяч рублей на тонну перерабатываемого сырья.

Сохранение акцизов снизит темпы роста цен на бензин
© ФБА "Экономика сегодня"