Бюджет вырос за счёт нефти
Профицит федерального бюджета в текущем году составит 2 трлн 138,7 млрд рублей. Эта цифра свыше четырёх раз превышает запланированные ранее 481,7 млрд. Такой прогноз дало министерство финансов. О чём говорят эти показатели? И как это скажется на уровне благосостояния населения? В этих вопросах разбирался News.ru. Прогноз объёма ВВП на 2018 год вырос с 98,234 трлн рублей до 101,164 трлн, профицит к ВВП будет равен 2,1%. Ранее он ожидался на уровне 0,5% ВВП. Кроме того, финансовым ведомством из бюджета на текущий год была исключена возможность обменять старые выпуски евробондов на новые долговые бумаги. Россия в 2018-м могла привлечь на внешнем рынке $7 млрд. По мнению первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, такой показатель профицита федерального бюджета будет достигнут ввиду стабильно высоких цен на сырьевые товары, в том числе нефть и газ. «Они являются основными источниками пополнения казны. Многие российские проекты по транспортировки нефти и газа за рубеж будут увеличены, а значит, будет продаваться большее количество сырья», — говорит Сигал. Таким образом, профицит бюджета будет сохраняться до тех пор, пока стоимость нефти будет значительно выше $40 за баррель, то есть цена, при которой формируется бюджет. Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев считает, что рост экономики России очень слабый. «По итогам текущего года он составит около 1,5%. Наполнению бюджета способствует и ускорение инфляции, в 2018 году она ускорится до таргета ЦБ в 4%. Однако главная причина — это экспорт сырья. Дорогая нефть и дешёвый рубль. При этом стоит отметить, что экспортные цены на газ следуют за ценами на нефть с лагом в 6-9 месяцев», — отмечает Разуваев. Ведущий аналитик Amarkets Артём Деев склонен считать, что профицит может быть вызван либо сокращением расходов, либо ростом доходов. Но поскольку расходы в РФ точно не снижаются, значит, увеличились именно бюджетные поступления. Всё дело в нефти «Улучшение прогноза по росту профицита бюджета стало возможным благодаря крайне благоприятной конъюнктуре, сложившейся на рынке углеводородов», — сказал Деев, напомнив, что буквально неделю назад весь рынок грезил идеей достижения нефтью марки Brent психологического рубежа в $100 за баррель. Сейчас стоимость чёрного золота гораздо ниже, но всё равно данные показатели превосходят уровни, легшие в основу прошлого прогноза Минфина. В свою очередь, руководитель центра аналитической информации TeleTrade Сергей Лысаков объяснил, что в основу бюджета было заложено падение цен на нефть до $43,8 за баррель, в то время как средняя цена на нефть марки Brent в текущем году составила $74,8. «Правительству также помог слабеющий курс рубля. Несмотря на то, что пока среднегодовой показатель российской валюты к доллару ещё не достиг запланированных параметров в 64,7 рубля, к концу года он вполне может оказаться вблизи запланированных в бюджете значений», — считает он. Минфин категорически отверг увеличение цены отсечения $40 по доходам, свыше которой они поступают в Фонд национального благосостояния. Однако, связанные с ценами на нефть поступления по НДПИ, налогу на прибыль и экспортные пошлины обеспечили существенные дополнительные поступления в казну, подчёркивает Лысаков. Дополнительным фактором роста профицита бюджета стало снижение объёмов заимствований Минфина на внутреннем рынке. Так, чистый показатель по данной категории в 2018 году сокращён на 380 млрд рублей. При этом сохранение профицита федерального бюджета в 2019 году весьма вероятно, отмечает Лысаков, так как ожидаемое правительством падение цен на нефть до $63,4 за баррель вряд ли состоится. Долговременное снижение цен на данный вид продукции ниже $70 пока не просматривается. Кроме того, в бюджете занижен прогноз по инфляции. С учётом роста налоговой нагрузки, предполагаемого роста цен на топливо инфляция в 2019 году ожидается на уровне 5-6% против прогнозируемых правительством 4,3%. Налоговые изменения Ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский сообщил, что в меньшей мере бюджету помогли некоторые налоговые изменения. Например, были индексированы ставки акцизов на табачную продукцию. Также были повышены акцизы на топливо. «Плюс ко всему помимо повышения налоговых сборов выросла и собираемость самих налогов. Это было, в частности, сделано благодаря повышению эффективности выездных проверок. За пять лет их количество снизилось более чем в два раза: с 40 тысяч в 2013 году, то текущих 20 тысяч в год. А результативность поднялась почти в три раза», — сказал Капустянский. В свою очередь эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский склонен считать, что на фоне затяжного падения реальных доходов населения спрос на конечную продукцию будет неизбежно падать, что вызовет дополнительное снижение объёмов производства неэкспортных секторов РФ. «Если ЦБ продолжит увеличивать стоимость кредита путём повышения ключевой ставки, то это также вызовет падение спроса на ипотеку, что, в свою очередь, замедлит рост строительного сектора и всех смежных секторов — в частности, очень важного для российской экономики производства строительных материалов и строительной техники», — заявил Рожанковский. В этой ситуации останется только уповать на экспорт и сохранение высоких цен на нефть, что, скорее всего, на самом деле будет иметь место исходя из макроциклических соображений.