"Универсальные решения" по ценам на топливо "перезагрузят" налогообложение нефтяников

Анонсированные Сечиным "универсальные решения" правительства для сдерживания цен на топливо необходимы, и как можно скорее. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. "Неопределенности на топливном рынке становится все больше – сейчас довольно серьезно упали цены на нефть, это немного сгладит отношения между правительством и нефтяными компаниями. Когда мировая стоимость барреля снижается, разница между экспортной прибылью и маржой экспорта меняется. Проблема была острой, когда нефть стоила под 80 долларов, а когда упала ниже $70, то и драматизма стало меньше. Но в целом проблема остается и ее нужно решать. Сейчас государство де-факто ввело прямое регулирование цен на топливо, что не является рыночной мерой. Постоянно это продолжаться не может. И нужно либо объявлять о переходе на плановую экономику с вечным диктатом отпускных цен нефтяникам, либо руководствоваться рыночными законами и цены отпускать. Вопрос в том, как будет выглядеть этот механизм, если государство намерено избежать постоянного роста цен. С учетом повышения налогов вопрос становится трудноразрешимым", - отмечает аналитик. Глава "Роснефти" Игорь Сечин в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Сингапур рассказал: он рассчитывает, что до 31 марта будут выработаны универсальные решения по топливу. Нынешние меры по стабилизации топливного рынка РФ, принятые правительством по соглашению с нефтяными компаниями, он назвал временными. "Мы такие предложения сделали со своей стороны - это и плавающий акциз, перенос акциза с НПЗ на колонку конкретную на АЗС. Механизмы реализации этих предложений есть", - сказал Сечин. Нынешнее соглашение по ценам на горючее заключено 31 октября. "Помимо прочего, с 1 января начнет работу демпфер в виде "ускорения налогового маневра", причем эта мера сейчас кажется странной и вызывает множество вопросов. Как она будет работать - сейчас непонятно. Есть нарекания и к запланированному правительством обратному акцизу – это еще одна мера, которая должна отрегулировать топливный рынок. Но эксперты считают, что мера не доработана, а значит, как запланировано может не сработать. Опять-таки не ясно, что будет в январе и весной с ценами на нефть. Пока снижение стоимости барреля снимает остроту проблемы, но оно же приведет к сокращению доходов бюджета, так что и это благом назвать не получается. И сейчас ситуация в "подвешенном" состоянии – все понимают, что из-за непредсказуемости на внешних рынках в определенный момент цены на топливо могут взлететь. Ситуация тревожная, пусть и менее драматичная, чем еще месяц назад", - подчеркивает эксперт. Бензин раздора Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба РФ, нефтекомпании и независимые НПЗ согласовали так называемые меры стабилизации цен на топливном рынке, договорившись при этом об уровне поставок нефтепродуктов в крупный и мелкий опт в фиксированных объемах и ценах. При этом объявлялось, что цены до конца года будут на уровне конца мая-начала июня, а затем будут плавно индексироваться в рамках годовой инфляции в 4-4,6%. Ежемесячное производство и реализация нефтепродуктов должны быть на 3% выше соответствующего месяца 2017 года. Соглашение действует до 31 марта. При этом в первый день 2019 года в России вырастет налог на добавленную стоимость – неминуемо вырастут и цены на горючее. До января средняя цена литра бензина Аи-92 на оптовом рынке не должна превышать 39,86 рубля, Аи-95 - 42,77 рубля, дизеля - 43,11 рубля. В январе производителям разрешили повысить цены, но не более чем на 1,7 процента, то есть на величину роста НДС, который с нового года вырастет с 18 до 20 процентов. "Есть несколько вариантов решения сложившейся проблемы. К примеру, можно довести ситуацию до рыночной, создав действительно независимую переработку на территории страны. Но это колоссальная работа по привлечению инвестиций, поиску инвесторов, созданию условий, разделять нефтяные компании. Вряд ли кто-то на это пойдет. Другой вариант – продумать грамотные механизмы, которые смогут действительно регулировать отрасль. Это система сдержек и противовесов, которая при любых условиях гарантирует создание достаточных объемов топлива для внутреннего рынка. А нефтяные компании в обмен получат средства, которые им нужны для развития и инвестиций. Тогда удастся сохранить нынешнюю структуру отрасли, но должен быть установлен предельный уровень налоговой нагрузки, чтобы отрасль не страдала от чрезмерного фискального давления. Теоретически до 31 марта преуспеть можно, даже с учетом принятия новых законов. Однако начинать работу нужно уже сегодня", - заключает Константин Симонов.