Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Bloomberg (США): где российская «Амазон»?

В большинстве стран на рынке электронной торговли господствуют один-два гиганта, скажем, «Амазон» в США и Британии, «Алибаба» в Китае и «Меркадо Либре» в Бразилии. В России, где самому крупному интернет-магазину принадлежит менее семи процентов рынка, как минимум полдюжины компаний конкурируют за право называться королевой онлайновой коммерции.

Bloomberg (США): где российская «Амазон»?
Фото: ИноСМИИноСМИ

Но ситуация наверняка изменится, так как электронные розничные торговцы намерены потратить более миллиарда долларов на свои вебсайты, складские помещения и службы доставки. Вложения средств начнутся с будущего года, и они дадут толчок развитию онлайновой торговли в России, доведя к 2023 году ее объем до 52 миллиардов долларов, что намного больше показателя 2018 года в 19 миллиардов. Такой прогноз дает банковский холдинг «Морган Стэнли». Это наверняка вызовет волну слияний, в результате которых на рынке останется лишь небольшая группа сильных игроков. «Это прорывной год для российской электронной коммерции, — говорит московский аналитик из . — Местные интернет-гиганты формируют альянсы с другими тяжеловесами с целью захвата рынка».

Видео дня

объединила усилия с государственным , чтобы создать торговую площадку «Беру», которая намерена превратить сайт сравнения цен в полноценную компанию розничной интернет-торговли с пунктами обработки и исполнения заказов по всей стране. (Mail.ru) вместе с группой «Алибаба» создает интернет-магазин, предлагающий всевозможные товары. Онлайновый гипермаркет «Озон.ру» (Ozon.ru) при поддержке миллиардера в этом году собрал 80 миллионов долларов и планирует в два с лишним раза увеличить объем своих складских помещений. Торгующие бытовой техникой и электроникой «Ситилинк» и «» расширяют ассортимент своих товаров. А специализирующийся на продаже одежды интернет-магазин «Вайлдберриз» начал продавать электронику, бытовую технику и прочую продукцию.

Необычной особенностью российского рынка электронной торговли является отсутствие на нем компании «Амазон». «Фейсбук» и пытаются захватить долю рынка, а вот «Амазон» и многие другие крупные зарубежные компании не спешат вкладывать деньги в страну, у которой законы ограничивают иностранное владение, и которая ходит под международными санкциями за аннексию Крыма. Даже крупнейший иностранный оператор «Алибаба», и тот пробирается на российский рынок на цыпочках, продавая импортную продукцию напрямую покупателям, но не инвестируя средства в свой бизнес в России. Большое преимущество для иностранцев заключается в том, что им не надо закладывать в цену существующий в стране 18-процентный НДС, если стоимость покупки меньше 1 100 долларов. «С логистикой в России сложно, — говорит исследователь российского интернета из аналитического агентства „Дейта Инсайт". — Трансграничная модель без физического присутствия является наиболее успешной стратегией для международных онлайновых ритейлеров».

По многим признакам Россию ждет рост электронной розничной торговли. Интернет там развит лучше, чем в Бразилии и Индии, а смартфонов в России больше. В этой стране примерно 270 миллионов банковских платежных карт, а рост их количества по сравнению с 2012 годов составляет две трети. Это тоже данные «Морган Стэнли». «Деньги рекой текут в российскую электронную коммерцию, — говорит , работающий президентом Ассоциации компаний интернет-торговли, которая лоббирует интересы интернет-магазинов. — В будущем году этот рынок получит мощный толчок к развитию благодаря росту продаж бакалейных и продовольственных товаров. Кроме того, правительство готово узаконить онлайновую продажу алкоголя и лекарств, что создаст дополнительный стимул».

Большая часть инвестиций пойдет на то, чтобы обеспечить более эффективную доставку товаров потребителям. В рейтингах Всемирного почтового союза Россия занимает 37-е место по услугам почты, отставая от Китая, Индии и даже Молдавии. Посылки часто теряются, и еще два года тому назад «» не доставляла их в квартиры по адресам. А услуги частных курьерских компаний слишком дороги для большинства покупателей.

Это значит, что будущим игрокам на рынке интернет-торговли придется вкладывать больше средств в свою логистику. Например, у «Вайлдберриз» есть огромный склад в Москве, а также складские помещения поменьше по всей стране. Кроме того, у нее автопарк из 600 машин. У «Озон» есть собственная курьерская служба, включающая более пяти тысяч точек самовывоза и получения посылок из ячеек. «Хорошая цепочка поставок и знание логистики — это ключ к расширению онлайновых продаж в России», — говорит директор по корпоративному развитию «Озон» .

Конечно, у традиционных российских ритейлеров есть многие из этих компонентов, благодаря чему такие сетевые компании как «Экс-5 Ритейл» и вполне могут создать конкуренцию онлайновым торговцам. Эти сети, вкладывающие большие средства в складские помещения и логистику, могут создать собственные фирмы розничной интернет-торговли либо купить несколько онлайновых компаний-новичков, говорит , возглавляющий исследовательскую компанию «Инфолайн». У таких конкурентов как «Яндекс» и «Мэйл.ру» достаточно финансовых средств и сил, чтобы на протяжении нескольких лет нести убытки, создавая свой бизнес. А вот новички на рынке электронной коммерции нуждаются в финансовых вливаниях, чтобы вести свою работу. «Им будет трудно конкурировать, — говорит Федяков. — Они ведь не сидят на куче наличности, предоставленной инвесторами, и у них нет солидного бизнеса в обычной торговле».