Как телеграф изменил торги на фондовом рынке

Москва, 17 ноября - "Вести.Экономика" «Уничтожает расстояние и делает человека почти вездесущим». Эти слова в 1890 году сказал известный русский экономист академик Иван Янжул про… телеграф. Именно он дал возможность оперативно получать финансовую информацию, в том числе о курсах ценных бумаг. О том, как технический прогресс повлиял на развитие биржи - в очерке от инвестиционной компании «АТОН». Первая в России регулярная проводная телеграфная линия, протяженностью всего 394 метра, соединила в 1841 году Зимний дворец и здание Главного штаба, в 1843 году телеграфная линия длинной уже в 25 км была проведена из Царского Села в Петербург. Спустя 10 лет Петербургская биржа смогла пользоваться линией правительственного телеграфа, проложенной до Кронштадта. А собственная телеграфная линия на бирже появилась еще через 10 лет. Вторая половина XIX века – время стремительного распространения телеграфных линий, к 60-м годам телеграфная сеть охватила основные города Российской империи. Собственно, тогда же телеграф соединил весь мир: в 1858 году была установлена трансатлантическая телеграфная связь, в 1870 году появилась прямая телеграфная связь Лондон — Бомбей. Телеграф сразу же был освоен биржевыми трейдерами. Систему телеграфирования биржевых бюллетеней в 1869 году усовершенствовал не кто иной, как Томас Эдисон. Одним из его первых изобретений стала модель биржевого тикера — это был аппарат для передачи текущих котировок акций. Механизм печатал котировочные показатели на узкой полоске бумаги, которые затем отрывались и сохранялись в виде билетов. Довольно быстро телеграфные сокращения названий компаний стали именовать «тикер», этот термин используется и сегодня. Уже в те годы биржа была институтом со сложной внутренней иерархией и большим числом участников. Встречались биржевые маклеры; банкиры и крупные капиталисты; временные спекулянты, приходящие на волне биржевого подъема; профессиональные спекулянты, составлявшие многочисленную группу; кроме того, мелкие биржевые агенты или неофициальные маклеры. Это – маклер, посредник при заключении биржевой сделки. Так в дореволюционной России называли брокеров. Стать маклером было крайне непросто: заручиться поддержкой биржевого сообщества, сдать специальный экзамен, принять присягу и внести крупный залог. Изобретение телеграфа сделало возможным осуществление арбитражных операций, суть которых заключается в получении дохода от перепродажи ценных бумаг или валют по более выгодным ценам на других рынках. Создание эффективных средств коммуникации способствовало сокращению рисков, связанных с покупкой ценных бумаг на одном рынке и продажей на другом, появилась возможность быстро закрыть сделку и получить выгоду за счет разницы в цене. И тогда, и сейчас на биржевую торговлю влияют новости. И если сегодня информация с помощью интернета распространяется за считанные секунды, то тогда главным поставщиком новостей были газеты, в которых ежедневно печатались цены на ведущие ценные бумаги. Спрос на информацию отражает появление утренних и вечерних газетных выпусков с котировками. К началу ХХ века в России появляется специализированная биржевая пресса, которая активно развивалась вплоть до октябрьской революции 1917 года. И газетная, и телеграфная информация становилась поводом к спекуляции. Издателями и редакторами биржевых изданий, как правило, были журналисты с многолетней биржевой практикой; большинство из них были мелкими акционерами. Газета «Деньги» в рекламном объявлении прямо писала, что «члены редакции принимают непосредственное участие во многих предприятиях». Несомненно, имел место и опосредованный подкуп со стороны крупных акционерных предприятий через дорогие рекламные публикации. Показательный пример влияния слухов на биржу через газетную публикацию – из истории Путиловского завода, одного из крупнейших предприятий дореволюционной России. В начале XX века – во время разразившегося кризиса – в «Биржевой газете» выходит заявление, гласящее, что «литейный цех встает на период модернизации, и это, скорее всего, приведет к заметному снижению выпуска продукции, и, соответственно, выручки». Держатели акций начали массово продавать бумаги завода, которые стремительно теряли в цене. Хитрость была в том, что за публикацией этой статьи стояли люди из правления завода, а сама информация была ложной. Так или иначе, эти акции были выкуплены по бросовым ценам, и через месяц в той же газете вышла еще одна заметка, в которой говорилось, что «модернизация прошла успешно, и, несмотря на активно шедшие слухи, заметного снижения выпуска продукции не наблюдается». Таким образом, акции снова пошли вверх, а бенефициары этой аферы оказались в выигрыше. К концу XIX века в семи городах Российской империи были биржи, торговавшие ценными бумагами. У каждой была своя специализация. Например, Москва была лучшим рынком для акций железных дорог и земельных банков, Варшава, при внушительной капитализации, торговала, по большей части, местными, польскими акциями. Центральной же биржей, разумеется, была столичная. Телеграф, соединив биржи, произвел революцию в передаче биржевой информации. Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ, член-корреспондента РАН, профессора, д. и. н. Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики, к. и. н. Анны Дмитриевой.

Как телеграф изменил торги на фондовом рынке
© Вести Экономика