WWF назвал «экологически ответственные» компании российского нефтегаза

Всемирный фонд дикой природы (WWF) и группа «КРЕОН» при участии Национального рейтингового агентства (НРА) и Минприроды России в пятый раз представили рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России. Рейтинг составляется ежегодно с 2014 года. Третий год подряд рейтинг возглавляет «Сахалин Энерджи» — оператор проекта «Сахалин-2». На втором и третьем месте — «Зарубежнефть» и «Эксон Нефтегаз». Первую пятерку замыкают «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Во второй пятерке — «Газпром» (в 2016 году компания была на втором месте), «Роснефть», «Салым Петролеум», «Газпромнефть» и «КТК». Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России рассказал Forbes, что за последние 5 лет многие нефтегазовые компании кардинально улучшили ряд показателей и степень открытости и доступности экологически значимой информации. Пока государственные системы регулирования недостаточно эффективны, признает Книжников. Именно публичное внимание к вопросам экологии и общественная инициатива подталкивают регуляторов к более пристальному вниманию к соблюдению экологических стандартов. Так, при добыче нефти и газа побочный продукт — попутный нефтяной газ — обычно сжигают в факелах, поскольку его нужно очищать и перерабатывать, а хранить и транспортировать — дорого. Норматив, допускающий сжигание попутного газа на факелах в размере до 5% от объема добычи существовал и раньше, но компании не принимали его во внимание или находили пути обхода. Сейчас 11 компаний в рейтинге соблюдают требование об утилизации 95% попутного нефтяного газа. В 2016 году Всемирный банк, проанализировав данные спутниковых снимков, зафиксировал в России рекордное сокращение факелов. Но самое опасное последствие аварий в процессе нефтедобычи — сама нефть и ее разливы. Согласно ряду оценок, в результате деятельности российской нефтяной промышленности на землю ежегодно попадает свыше 30 млн баррелей нефти. Впрочем, штрафных санкций, соразмерных многомиллиардным прибылям нефтяных компаний, пока не существует. В январе 2016 года Минприроды внесло законопроект о повышении штрафов за разливы нефти и их сокрытие. Для должностных лиц штраф может составить до 30 000 рублей, для компаний — до 300 000 рублей. Методология Рейтинг WWF основывается на открытых данных — в первую очередь, отчетности компаний. Всего было отобрано 22 компании, их участие определяется объемами добычи, транспортировки и переработки нефти, газового конденсата и нефтепродуктов в 2017 году. Нижняя граница по объему добычи нефти и газа — 1,5 млн т в год, транспортировки нефти — не менее 30 млн т в год, газового конденсата и нефтепродуктов — 8 млн т в год. Размеры и капитализация компании в рейтинге не учитывались. Сам рейтинг объединяет в себе три больших раздела — экологический менеджмент (качество управления охраной окружающей среды в компаниях). Вторым и третьим критерием были масштаб воздействия нефтегазовых компаний на окружающую среду и их готовность к раскрытию «экологически значимой» информации, соответственно. Последствия добычи нефти для экологии Добыча нефти как сложный технологический процесс не остается без тяжелых последствий для экологии. Загрязняются почвы, вода, атмосфера, страдают флора и фауна. Особо тяжелые последствия несут за собой разливы в местах ее добычи и транспортировки — особенно в водах мирового океана. Нефть намного легче воды, она способна покрыть тонкой пленкой огромные площади, ограничивая поступление кислорода, вызывая гибель всего живого и загрязняя побережье. Так, крушение иранского танкера Sanchi, затонувшего после столкновения с гонконгским сухогрузом в Восточно-Китайском море, стало крупнейшей экологической катастрофой после аварии 2010 года на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. Шедший под флагом Панамы Sanchi перевозил 136 тысяч тонн углеводородов и направлялся в Южную Корею. Покупателем конденсата была южнокорейская компания Hanhwa-Total (совместное предприятие южнокорейской Hanhwa и французской Total). Конденсат 8-10 января должны были поставить на нефтехимический комплекс Dаesan в Южной Корее. Однако 6 января Sanchi столкнулся с другим судном и загорелся. Катастрофа произошла в 300 километрах к востоку от Шанхая. После столкновения танкер начал дрейфовать и затонул почти в 300 километрах к юго-западу от места аварии.