Ещё

«Транснефть» создала новую систему трубопроводов за 25 лет 

«Транснефть» создала новую систему трубопроводов за 25 лет
Фото: Российская Газета
Если бы  сегодня не было, ее стоило бы придумать. Созданная в 1993 году на базе советской трубопроводной системы, за 25 лет она не только серьезно нарастила отраслевую инфраструктуру — изменила ее принципиально, создав протяженную с севера на юг и с запада на восток сеть трубопроводов, позволяющих оперативно управлять потоками нефти и нефтепродуктов в зависимости от конъюнктуры рынка и геополитической обстановки.
Тогда, 25 лет назад, в новой России оставалось менее 45 тысяч километров магистральных нефтепроводов, 316 перекачивающих станций (ПС), емкости резервуаров составляли 13 миллионов кубометров. А теперь сравните: на конец 2017 года резервуары вмещали уже 24 миллиона кубометров продукта, количество ПС перевалило за 500, а длина магистральных трубопроводов в ведении компании превысила 68 тысяч километров: 51,5 тысячи километров нефтепроводов плюс 16,9 тысячи километров нефтепродуктопроводов. По этим трубам сегодня перекачивается 84 процента добываемой в стране нефти и 30 процентов производимых в РФ светлых нефтепродуктов: бензина, авиакеросина и дизельного топлива.
Активизировалось новое строительство уже в нынешнем веке. Зато какими темпами! Именно с 2000-го инфраструктура приросла почти на 10 тысяч километров трубопроводов. Какие-то проекты «гремели» на всю страну и в равной мере вызывали массу восторгов и критики. Другие реализовывались без излишней информационной шумихи. Но все они, без сомнения, стали знаковыми и для компании, и для страны.
Так, благодаря строительству Балтийской трубопроводной системы (проекты БТС-1 и БТС-2) и реализации проекта «Север» удалось открыть каналы для российской нефти и нефтепродуктов через российские порты на Балтике — Приморск и Усть-Лугу и, соответственно, перестать «кормить» порты соседних государств.
Все трубопроводные проекты «Транснефти» стали знаковыми и для компании, и для страны
Проект «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО-1 и ВСТО-2 на участке Тайшет — Сковородино — Козьмино) протяженностью более 4700 километров активизировал дальнейшую разработку нефтяных месторождений Восточной Сибири и вывел отечественную нефть на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наша нефть оказалась настолько востребованной в АТР, что практически сразу после завершения проекта стало ясно: в перспективе мощности ВСТО может не хватить. И сейчас поступательно идет расширение трубопроводной системы: участок Тайшет — Сковородино к началу 2020 года сможет пропускать 80 миллионов тонн (сейчас 66 миллионов), а Сковородино — Козьмино — 50 миллионов тонн (пока 36 миллионов).
От НПС «Сковородино» — начинается еще один нефтепровод, на сей раз на территорию Китая, к нефтеперерабатывающему заводу в Дацине. Чуть больше 60 километров этой магистрали от Сковородино проходят по российской земле, остальные 900 — по КНР. Первая нефть ушла к соседям в Китай еще в 2010 году. Регулярные поставки начались через год, а в 2017‑м благодаря строительству второй нитки ТС «Мохэ -Дацин» мощность артерии достигла 30 миллионов тонн в год.
Но на этом сибирская «эпопея» для компании не завершилась. Были построены нефтепроводы Заполярье — Пурпе — Самотлор (благодаря этому проекту в ВСТО стала поступать нефть из районов Ямало-Ненецкого автономного округа и с севера Красноярского края) и Куюмба-Тайшет, непосредственно «граничащий» с ВСТО и пополняющий эту магистраль нефтью Куюмбинского и Юрубчено-Тохомского месторождений.
Помимо нефтяных в активе компании имеются проекты по транспортировке нефтепродуктов — «Север» (Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск) и «Юг» (Волгоград — Тихорецк — Новороссийск), а также модернизации инфраструктуры для увеличения поставок моторного топлива в столичный регион.
Параллельно с реализацией трубопроводных проектов компания успешно решает стратегическую задачу обеспечения технологической независимости от поставок зарубежного оборудования. Причем к этой теме обратились еще десять лет назад. Уже открыты производства магистральных насосов, электродвигателей, системы измерения количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов и многих видов другого оборудования и материалов, помогающих постепенно уходить от использования импортных аналогов. За десять лет объем продукции отечественного производства, закупаемой «Транснефтью», вырос до 93 процентов, а к 2020 году составит уже 97 процентов. По мнению руководителей Минэнерго России, «Транснефть» по уровню импортозамещения лидирует среди компаний ТЭК.
Туда, где проложена труба, приходит нормальная жизнь: строятся дороги и электросети, дома и социальные объекты
Пять лет назад была создана Международная Ассоциация транспортировщиков нефти. МАТН стала действенной площадкой для обмена мнениями и опытом по самым разным вопросам транспортировки нефти и нефтепродуктов, выработки конкретных совместных решений. Жизнеспособность этого альянса подтверждается тем, что число его участников практически удвоилось, а география — расширилась: в некогда европейскую ассоциацию влились компании из КНР и Казахстана.
…Десятки тысяч километров трубопроводов, миллиарды тонн перекачанного сырья для внутреннего рынка и на экспорт. Все это имеет большое значение и для компании, и для экономики страны. Но главное — для людей. Причем не только для сотрудников компании, коих насчитывается почти 116 тысяч человек. Для людей вообще. Да, формально «Транснефть» отвечает за трубу и ее содержимое. Но при этом в своей деятельности она не ограничивается отведенным законом минимумом социальной ответственности. И туда, где проложена труба, приходит и нормальная жизнь: строятся дороги и электросети, дома и социальные объекты, отдаленные от «большой земли» школы снабжаются современным оборудованием. «Транснефть» помогает музеям Московского Кремля, Третьяковской галерее, спонсирует строительство православного храма в Страсбурге (Франция), поддерживает фестиваль «Спасская башня» и т.д. И что отрадно, делает это без излишней шумихи.
История в деталях
В стране действует 94 тысячи километров магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.
На территории России осталось около 44,5 тысячи километров магистральных трубопроводов, 316 перекачивающих станций, резервуарный парк объемом 13,2 миллиона кубометров. 14 августа принято постановление Совета Министров — об учреждении акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть».
Началось строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС) — первого маршрута транспортировки российской нефти в северо-западном направлении, независимого от транзита по территории сопредельных государств.
Стартовала первая очередь трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ТС ВСТО), позволившей открыть новое экспортное направление транспортировки нефти и обеспечить выход отечественных нефтяных компаний на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Пропускная способность БТС доведена до 74 миллионов тонн нефти в год.
Реализуется решение об интеграции оператора системы магистральных нефтепродуктопроводов в систему Группы «Транснефть».
Торжественно завершена сварка первой тысячи километров нефтепровода ВСТО.
Завершена реализация проекта «Север» мощностью 8,5 миллиона тонн, в рамках которого построены магистральный нефтепродуктопровод «Второво — Ярославль — Кириши — Приморск» и морской терминал по перевалке нефтепродуктов, что позволило в мае 2008 года начать отгрузку дизельного топлива из порта Приморск.
Сварен первый стык нефтепровода Сковородино — Мохэ для обеспечения поставок российской нефти в Китайскую Народную Республику. Сооружается вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), предназначенной для экспорта российской нефти через порт Усть-Луга. Введена в эксплуатацию первая очередь ТС ВСТО. В порту Козьмино в танкер отгружены первые 100 тысяч тонн российской нефти.
Введен в эксплуатацию нефтепровод «Сковородино — Мохэ».
Введен в строй нефтепровод Пурпе — Самотлор, ставший связующим звеном между западной и восточной частями российской нефтепроводной системы.
В порту Усть-Луга отгружена первая партия российской нефти, поставленной по БТС-2. Началось строительство нефтепровода Заполярье — Пурпе для обеспечения приема нефти в систему магистральных нефтепроводов с новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края. Введены в эксплуатацию объекты второй очереди трубопроводной системы ВСТО, что позволило осуществлять транспортировку нефти на участке от Сковородино до Козьмино по магистральному трубопроводу.
Реализуется проект «Север-15», предусматривающий развитие системы магистральных трубопроводов для увеличения экспортных поставок дизельного топлива через порт Приморск до 15 миллионов тонн в год.
Идет практическая реализация проекта «Север-25» для увеличения экспортных поставок дизельного топлива через порт Приморск до 25 миллионов тонн в год. Введены в эксплуатацию нефтепроводы Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет.
Завершены проекты «Юг-1» и «Юг-2» для обеспечения поставок дизельного топлива на внутренний рынок, а также на экспорт в страны Европы через в объеме до 6 миллионов тонн в год.
Комсомольский НПЗ подключен к системе магистральных нефтепроводов. Завершена реализация проекта «Север». Увеличена пропускная способность магистральных нефтепродуктопроводов в направлении порта Приморск до 25 миллионов тонн в год. Выполнена реконструкция системы трубопроводов Московского региона для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов и расширения номенклатуры автомобильных бензинов.
Видео дня. Феминистки требуют установить выплату для бездетных
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео